Главная » Приходская жизнь » Неделя 25-я по Пятидесятнице. Проповедь настоятеля нашего храма протоиерея Михаила Подолея

Неделя 25-я по Пятидесятнице. Проповедь настоятеля нашего храма протоиерея Михаила Подолея

Послание святого апостола Павла к Ефесянам (глава 4, стихи 1 — 6)

Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

Евангелие от Луки (глава 13, стихи 10 — 17)

В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Проповедь настоятеля нашего храма протоиерея Михаила Подолея:

Сегодня, дорогие братья и сестры, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице мы с вами слышали отрывки из Послания апостола Павла к Ефесянам и Евангелие от Луки. Из Апостола мы должны научиться тому, что есть настоящая христианская жизнь, которая должна проходить в чистоте телесной и духовной, основываться на нелицемерной христианской любви, должна быть чужда гордости и высокомерия, примером послушания, смирения, должна стать сама земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа. Еще в этом отрывочке маленьком говорится о главном преимуществе христиан. У нас один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец через всё во всех нас, — говорит апостол. Из этого следует, что мы должны хранить единство веры и Церкви (Еф. 4:1-6). Почему же происходит иногда по-другому? Потому что примешивается чисто человеческое понимание, то есть греховное понимание. Любой вопрос, который возникает в Церкви, можно точно разрешать, если всегда смотреть на Закон Божий. Не на человеческие установления, не на то, что кому-то удобно сегодня и сейчас. Тогда мы бы точно не видели ни расколов, не возникали бы ереси, не возникали бы какие-то другие греховные явления, которые разрушают единство нашей веры и Церкви Христовой. То, что мы с вами видим, к сожалению, и в наше время и ужасаемся, потому что это действительно основано не на Божием Законе. Все разделения основаны на человеческих греховных стремлениях, у одних к чему-то одному, у других – к другому. В наши дни в каждом храме за богослужением мы слышим сугубую молитву о единстве Церкви Православной. Сейчас после проповеди будет произноситься сугубая ектения, слушайте внимательно, несколько прошений посвящены именно этому.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали об исцелении Господом нашим Иисусом Христом согбенной женщины, которая мучилась этим недугом восемнадцать лет (Лк. 13:11). Что обращает на себя внимание в этом случае? Господь множество совершил чудес и исцелений людей в Своем служении на земле. Здесь обращает на себя внимание то, что Он это делает без предварительной подготовки даже самого человека, Он не вопрошает ни о его вере, ни о его готовности принять этот дар, а тотчас же исцеляет эту несчастную женщину (Лк. 13:12 — 13). Это и вызвало негодование фарисеев, которые обвинили Господа в том, что Он нарушает субботний покой, закон о субботе (Лк. 13:14). Но это же и показывает, что те, которые называли себя учителями израильскими, находились в духовной слепоте, то есть они не видели главного и искажали смысл самого закона о субботе, с одной стороны. С другой же, если размышлять дальше по-человечески, как мы привыкли, ведь Он говорит по сути о переносе этого дела всего на один день. Если мы представим себе восемнадцать лет, один день – это ничто. И люди бы так согласились – подумаешь, терпела восемнадцать лет, пусть бы потерпела и один день, зато было бы все правильно. Это чисто по-земному. По земным законам, по земным правилам. Духовный закон нам говорит другое. Мы должны понимать, что большее значение в духовном законе имеет сегодня и сейчас. Почему? Потому что ценность нашей жизни настолько высока, и в очах Божиих, мы должны сами понимать, что каждый день, каждая минута нашей жизни могут оказаться последними. Как раз наше душевное состояние и будет оцениваться в очах Божиих. Как мы в этот момент мыслим, как мы в этот момент желаем, то есть в чем Господь нас застанет, чтобы судить. Поэтому мы должны понимать, что законы духовной жизни говорят именно об этом, о том, что именно сегодня, сейчас важно для человека.
Хочу обратить внимание на еще один момент. Часто возникают у людей вопросы, когда читают этот отрывок в Евангелии. Господь нарушил субботу, и фарисеи обвиняют Его в том, что недостойно так делать (Лк. 13:12 — 14), и ссылаются именно на закон (Втор. 6:12). Сам Господь говорит, что Он пришел не нарушить, но исполнить закон (Мф. 5:17). И именно в этом смысле, когда Он совершает эти действия Божественной любви к человеку, Он и восстанавливает подлинный смысл субботы. Как заповедь нам говорит? Шесть дней делай дела свои, а седьмой день – Господу Богу (Втор. 6:13). Фарисеи об этом знали. Знали те, которые называли себя учителями израильскими. Но они это знали в букве. А что это означает в духовном смысле? Если говорить самым простым языком – суббота и закон о субботе говорит нам о времени, проведенном с Богом. Поэтому в это время, конечно, человек может и должен понимать, что главное – это закон любви. Мы можем поить скот, делать добрые дела, мы можем делать все то, что прославляет Имя Божие на земле. Аминь.