» » Неделя 30-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея

Неделя 30-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея

Праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня

Тропарь, глас 2
Благовеству́й, Ио́сифе, Дави́ду чудеса́, богоотцу́:/ Де́ву ви́дел еси́ pо́ждшую,/ с па́стыpи славосло́вил еси́,/ с волхвы поклони́лся еси́,/ А́нгелом весть пpие́м.// Моли́ Хpиста́ Бо́га спасти́ ду́ши на́ша.

Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, мы с вами должны с особой благодарностью обращаться к Богу за Его милость к нам. За то, что и в этом году Он сподобил нас праздновать Его Рождество здесь, на земле. За возможность совершения богослужений, частого посещения храма. За возможность радоваться тому, что Господь ждет к Себе каждого из нас, что мы являемся участниками великого торжества, которое Церковь празднует в эти дни по милости Божией.
Нынешнее воскресенье в церковном календаре называется Неделей по Рождестве Христовом. Праздник Рождества Христова имеет несколько дней предпразднства и период попразднства. Все это подчеркивает важность празднуемого события.
Сегодня вспоминаются те, кто вместе с Пресвятой Богородицей больше других послужил великой тайне Боговоплощения. Святой праведный Иосиф Промыслом Божиим был избран обручником Девы Марии, хранителем Ее девства. Именно так святые отцы определяют его статус, который он получил, будучи уже немолодым. Но, как свидетельствует Священное Писание, за плечами у него была праведная жизнь, которую он проводил перед Богом. Конечно, святой праведный Иосиф не думал, что ему выпадет такая роль, что он будет так близко к этим событиям. Это налагало на него большую ответственность. Мы знаем, какие глубокие переживания были у него, когда он узнал, что Мария непраздна. Человек, отягченный грехами, не смог бы поступить так чисто и в мыслях, и в делах, как поступил Иосиф в этой ситуации. Только чистота и праведность этого человека позволили ему в полной мере выполнить свой долг. Хотя по немощи человеческого разума он, конечно, не мог сразу всего постичь. В Евангелии о святом праведном Иосифе рассказывается дважды: в истории Рождества Христова и в истории о том, как тринадцатилетний отрок Иисус вместе с Девой Марией и Иосифом приходил Иерусалимский храм. Больше в Священном Писании он не упоминается. Возможно, в скором времени после этого святой праведный Иосиф завершил свой земной путь и отошел ко Господу.
Пророк и царь Давид упоминается как родоначальник предков Иисуса Христа по плоти. Этот великий и славный муж жил за тысячелетие до Рождества Христова. Но Святая Церковь вспоминает его как участника событий, связанных с Тайной Боговоплощения. И пророчеством своим о приходе в мир Спасителя, и служением своим, и преданностью Богу, и чистотой сердца, и кротостью, которой он послужил, будучи последним, восьмым, сыном старейшины Вифлеема Ессея из колена Иудова и вторым царем Израильским. В юности Давид пас отцовских овец, но даже с этого времени просматривается, что он избранник Божий, что ему открывается очень многое и что именно в это время потребуется его дальновидность. Уже в юности Давид мог воспевать псалмами величие Божие. Он чувствует и понимает свою ответственность перед Богом и вручает себя Его святой воле и руководительству. Став царем, Давид делает Иерусалим столицей. Первый Иерусалимский храм, скиния, был достаточно простым зданием. У Давида было большое желание построить вместо него красивый и величественный храм. Но, когда ему было открыто, что этот храм построит не он, а его сын Соломон, Давид только все приготовил для строительства, надеясь, что Соломону удастся осуществить то, что он хотел сделать сам. Давида постигло несчастье – он впал в тяжкий грех. Но его покаяние Господь принял, потому что именно на нем повторились все обетования, данные Богом Аврааму, что от семени его произойдет Тот, Который должен родиться как Мессия, Спаситель мира на земле. И еще: до скончания века, чтобы понять, что такое покаяние, что значит – покаяться, как человек может почувствовать милость Божию, прощение, для покаянного настроя мы будем пользоваться 50-м псалмом царя Давида.
Вспоминает Церковь и апостола Якова, брата Господня. Такая ответственность, даже представить трудно, называться братом Господним! Есть разные мнения по поводу его родства с Иисусом Христом. Одни считают, что он – сын Иосифа от предыдущего брака, до обручения с Девой Марией. Другие – что Яков сын Клеопы, брата Иосифа. Предание Церковное говорит, что Яков сопровождал Святое Семейство во время бегства в Египет, о чем мы сегодня слышали из Евангелия. Яков был чудным, дивным человеком Божиим. Есть известие о том, что ему за его благочестие было позволено войти в Святая Святых, куда мог входить только первосвященник один раз в год. Но еще большего почитания он сподобился в первой христианской общине: за его благочестие Якова очень любили и всегда хотели видеть и слушать его, потому что он источал только доброе, чистое, теплое. За такую добродетельную жизнь Яков сподобился особого посещения воскресшим Господом нашим Иисусом Христом, Который явился ему, о чем нам говорит Священное Писание. Яков был избран первым епископом Иерусалимским. Он председательствовал на первом апостольском соборе в Иерусалиме. Об этом мы читаем в Книге Деяний Апостольских. Он оставил нам Соборное Послание, в котором он говорит, что наша вера должна подтверждаться делами: Вера без дел мертва (Иак. 2:20). Апостол Яков за проповедь Евангелия, за свидетельство о Божестве Иисуса Христа был побит камнями до смерти. Враги веры, руководимые своей злобой, умертвили его тело, но не сломили его дух и душу. Враг, ополчающийся на праведников, может их уничтожать телесно, пускаясь на всякие изощрения. В течение всей истории Церкви придумывали, как запугать, как пытать, как убить верующих людей. Но все это говорило только о бессилии врагов Христовых уничтожить то, что находится в сердце человека, – любовь к своему Господу. Если любовь к Богу есть, ее невозможно уничтожить.
Хотелось бы вернуться к той мысли, которая была высказана в самом начале. Не забывайте благодарить Господа! За себя, за своих детей, за участие в праздниках. За то, что Господь, несмотря на наши немощи, иногда наше неразумие, нас вразумляет и посещает. За то, что мы имеем возможность делать что-то доброе. За продолжение строительства нашего храма, за то, что некоторым людям дается больше возможности помогать храму.
И еще – хотел бы напомнить тем, кто часто причащается: это большая милость Божия. Смотрите, думайте: именно через тех, кто часто причащается, должны являться большие дела, чудеса. Надо решаться на большее, если чувствуешь, что причащаешься постоянно. Может быть, Господь зовет тебя на что-то большее, чем то, что уже привычно – пришел в храм и ушел из храма. Может быть, в силу своей духовности будешь являть к своим близким большее участие, тепло, понимание, терпение. Возможно, больше будешь чувствовать дерзновение проповедовать Господа или почувствуешь, что способен на конкретные послушания, поручения от Церкви – заниматься духовным окормлением школы, детского сада и прочее. Этого я желаю всем нам с Божией помощью. Надо в себе искать. Если мы только будем часто ходить в храм, а плодов духовных не принесем, это будет означать, что это просто наша привычка. Привыкли мы так делать.
Продолжаются Святые дни. Подумайте, в каких добрых делах вы можете сейчас проявить свою духовную силу. Я говорю не о том, что мы делаем положенное нам, а том, что сверх положенного.
Пусть эти Святые дни послужат нам для укрепления нашей духовной жизни. Аминь.