Главная » Приходская жизнь » Неделя 31-я по Пятидесятнице. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник в нашем храме

Неделя 31-я по Пятидесятнице. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник в нашем храме

Тропарь, глас 1
Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́ическое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ Возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся, Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 4
Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́, и яви́лся еси́,// Свет Непристу́пный.
Величание
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ нас ра́ди ны́не пло́тию крести́вшагося/ от Иоа́нна// в вода́х Иорда́нских.

Из книги митрополита Илариона (Алфеева) «Православие», том II:

Богоявление, или Крещение Господне, совершается спустя двенадцать дней после Рождества, 6/19 января. Богоявление первоначально было праздником, когда одновременно вспоминалось рождение Христа от Девы и Его Крещение от Иоанна в Иордане. Лишь в конце IV века на христианском Востоке Рождество стали праздновать отдельно от Богоявления. Однако изначальное родство обоих праздников оставило свой след в православном богослужении. Структура богослужений обоих праздников идентична: и тому и другому празднику предшествует Навечерие, когда часы совершаются отдельно и служится литургия Василия Великого, соединенная с вечерней, на которой читаются соответствующие событию паремии. В случае совпадения Богоявления с воскресеньем или понедельником богослужебный строй меняется точно так же, как на Рождество в подобном случае.

Господь создал воду как стихию жизни, но грех человеческий сделал ее источником смерти. Когда Господь создавал воду, Дух Божий носился над водою (Быт. 1:2), наполняя воду Своей животворной энергией. Но когда грех человеческий умножился на земле, вода жизни стала водой смерти и в водах великого потопа погибло ветхое человечество. Библейский потоп в христианской традиции является символом обновления – смерти ветхого человека и рождения человека нового.
Перед пришествием Христа на землю Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иорданских. Люди сходили в эти воды ветхими, а выходили новыми, обновленными покаянием. Иисус Христос пришел к Иордану не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить Иорданские воды, преобразить их и наполнить жизнью. И вода смерти, напоенная человеческим грехом, стала источником жизни, потому что Сам Бог Своей человеческой плотью сходил в нее и наполнил ее Своим Божеством.
В память о Крещении Спасителя в Навечерие Богоявления и повторно в самый день праздника совершается великое освящение воды.
В богослужебных текстах Крещение Господа в Иордане рассматривается как неотъемлемая часть Божественного плана спасения человечества. Богу надлежало не только принять на Себя человеческую плоть, но и сойти в воды Иордана, чтобы привести к свету сидящих во тьме.

Прообразами крещения, согласно христианской традиции, являются различные события Ветхого Завета. Некоторые из них перечислены в подборке паремий, читаемых на вечерне перед началом Литургии Василия Великого (в большинстве эпизодов присутствует вода):
1) рассказ о сотворении мира (Быт. 1:1–13);
2) повествование о переходе евреев через Чермное море (Исх. 14:15–18, 21–23, 27–29);
3) рассказ о превращении Моисеем горьких вод Мерры в сладкие (Исх. 15:22–25);
4) рассказ о том, как Иордан расступился перед священниками, несшими ковчег Завета (Нав. 3:7–8,15–17);
5) рассказ о вознесении Илии на небо (4Цар. 2:6–14);
6) повествование об очищении Неемана (4Цар. 5:9–14);
7) призыв Исаии к духовному очищению (Ис. 1:16–20);
8) рассказ о том, как Иаков готовился к встрече с Исавом (Быт. 32:1–10);
9) рассказ о том, как младенец Моисей был извлечен из воды (Исх. 2:5–10);
10) рассказ о том, как роса сходила на руно Гедеона (Суд. 6:36–40);
11) рассказ о жертвоприношении Илии (3Цар. 18:30–39);
12) рассказ о том, как Елисей сделал здоровыми воды Иерихона (4Цар. 2:19–22);
13) пророчество Исаии о новозаветной Церкви (Ис. 49:8–15).

Праздник Крещения Господня являет Иисуса Христа как Богочеловека, обладающего двумя природами. Как человек Он приходит креститься, а как Бог делает крещение спасительным для всего рода человеческого.

Крещение Иисуса от Иоанна во Иордане было первым в истории человечества событием, когда были явлены три Лица Святой Троицы: Господь Иисус Христос Своей плотью погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, а голос Бога Отца говорил: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3:13–17). Тринитарный аспект праздника нашел отражение в основных богослужебных текстах, посвященных этому событию:
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе.