Главная » Приходская жизнь » Неделя 33-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея

Неделя 33-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла (глава 4, стихи 9 — 15)

Слово сие верно и всякого принятия достойно. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Проповедуй сие и учи. Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

Евангелие от Луки (глава 19, стихи 1 — 10)

Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении (Лк. 19:1-10), дорогие братья и сестры, мы слышали историю мытаря Закхея из Иерихона, которая является очень поучительной для нас и которая предлагается нам за неделю до начала подготовительного периода к Великому посту. Милостью Божией в следующее воскресенье уже начало Постной Триоди, и мы впервые в этом году будем слышать великопостное пение: «Покаяния отвези ми двери, Жизнодавче Христе…». В течение девяти воскресных дней эта молитва будет сопровождать и руководить нас к Страстной седмице. За неделю до начала подготовительного периода к Великому посту мы слышим первое возвещение о нем – очень важный момент для правильного восприятия всего того, что дается нам. Это же милость Божия: еще раз в своей жизни мы приступили к этой теме, еще раз сподобились слышать назидательную историю о мытаре Закхее.
Этот человек занимался сбором налогов и наживал свое богатство неправильным путем. Закхей узнал, что Иисус Христос будет проходить мимо того места, где он находился. И у него возникло сильное желание увидеть Христа. Он «искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом». Закхей забрался на смоковницу, мимо которой должен был пройти Христос. Может показаться, что это было простое любопытство. Человек часто просто любопытствует. Любопытство может быть праздным, а иногда и греховным. Но, как святые отцы разъясняют нам смысл поступка Закхея, здесь нечто большее, чем поверхностное любопытство: в его душе зародилось сознание собственной нечистоты. Это очень важно. Из чего можно сделать заключение, что Закхей уже знал, что живет неподобающе? Он уже чувствовал, что без изменения своей жизни, без очень важных перемен нельзя жить дальше. Возможно, он не до конца знал, как исправить свою жизнь. Но «Господь усматривает его [Закхея] прежде, чем он сам увидел Его» (Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский). Господь – Сердцеведец. И мы очень сильно должны на это уповать. Хватило нескольких слов Господа, обращенных к этому человеку, чтобы он раскаялся и исповедовал свои грехи: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 9:5). И он слез и с радостью принимает Господа в своем доме. Мы слышим, как он приносит раскаяние за все плохое и греховное, что он сделал, и являет готовность изменить свою жизнь.
Для чего нам с вами нужен этот пример? В первую очередь для того, чтобы мы понимали, что происходит с душой грешника, который откликается на призыв благодати Божией. А происходит то, что произошло с душой Закхея. Человеку дается возможность изменить свою жизнь. Люди иногда представляют себе, что им надо преодолеть какие-то невероятные препятствия, чтобы в их жизни что-то изменилось. Оказывается, надо просто быть чутким к призыву Божию, и тогда наше спасение очень близко. Но, если человек противится воле Божией, увеличивается и нечувствие сердечное. Один раз человек воспротивился, другой раз увернулся, третий раз как-то себя обманул, слукавил, и сердце уже не так восприимчиво к тому, что Господь открывает.
Рассказ о мытаре Закхее очень важен еще и потому, что его пример для всех нас обязателен. По-другому представить свою жизнь, чтобы она была подлинно христианской и плодотворной, невозможно. Если мы не будем чуткими к призыву Божию, благодати Божией, если не будем чувствовать в себе свои недостатки и именно с себя начинать исправление, если не будем именно в себе искать несовершенства, которые препятствуют нам жить красиво, в радости духовной, к какой цели мы придем?
Пусть сегодняшнее назидание хранит нас от беспечности, от медлительности. Как часто мы думаем, что у нас достаточно времени, что сейчас еще можно как-то иначе, чем написано в Евангелии, представлять свою жизнь, отложив на потом ее исправление. Но самая настоящая, подлинная жизнь как раз тогда, когда с человеком происходит перемена, покаяние, изменение ума, сознания.
Я с детства помню, как мои старшие наставники, без календаря, обращали внимание на этот день и утром, проснувшись, говорили: «Это воскресенье уже о Закхее». Если бы сегодня, когда вы только проснулись, кто-то вам сказал это, чтобы вы подумали? Хорошо, если бы вы подумали то, о чем мы с вами сейчас говорили. Аминь.