Главная » Приходская жизнь » Неделя о мытаре и фарисее. Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Проповедь настоятеля храма

Неделя о мытаре и фарисее. Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Проповедь настоятеля храма

Тропарь, глас 4
Днесь ра́достно лику́ет Це́рковь Ру́сская,/ прославляющи новомученики и исповедники своя:/ святи́тели и иере́и,/ ца́рственныя страстоте́рпцы,/ благове́рныя кня́зи и княги́ни,/ преподо́бныя мужи́ и же́ны/ и вся правосла́вныя христиа́ны,/ во дни гоне́ния безбо́жнаго/ жизнь свою́ за ве́ру во Христа́ положи́вшия/ и кровьми́ и́стину соблю́дшия./ Тех предста́тельством, Долготерпели́ве Го́споди,/ страну́ на́шу в Правосла́вии сохрани́// до сконча́ния ве́ка.
Кондак, глас 3
Днесь новому́ченицы Росси́йстии/ в ри́зах бе́лых предстоя́т А́нгцу Бо́жию/ и со А́нгелы песнь побе́дную воспева́ют Бо́гу:/ благослове́ние, и сла́ва, и прему́дрость,/ и хвала́, и честь,/ и си́ла, и кре́пость/ на́шему Бо́гу// во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание
Величаем вас,/ святии новомученицы и исповедницы Российстии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа// претерпели есте.

Кондак Недели о мытаре и фарисее, глас 3

Воздыха́ния принесе́м мыта́рская Го́сподеви/ и к Нему́ присту́пим, гре́шнии, я́ко Влады́це:/ хо́щет бо спасе́ния всех челове́ков,/ оставле́ние подае́т всем ка́ющимся,/ нас бо ра́ди воплоти́ся// Бог Сый Отцу́ Собезнача́льный.

Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Ничто иное, братья и сестры, а только милость Божия позволила нам еще раз прикоснуться к этому времени – к началу подготовительного периода к Великому посту, к началу пения Постной Триоди. Для чего это нам Господь дает? Для того, чтобы мы еще раз подумали о том, как мы живем, что мы делаем, потому что свою земную жизнь нужно расценивать однозначно только как приготовление для жизни вечной.
Мы сегодня еще раз слышали уже известную нам притчу о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14). Она рассказывает о том, как два человека – мытарь и фарисей – пришли в храм помолиться. Мы знаем, что мытарь – сборщик налогов, человек, который, как тогда считалось, занимался «грязной» работой – собирал подати в пользу римских властей. Фарисей – представитель «правящей партии», элиты. Он очень внимательно следил за тем, что он делает, за своими мнимыми добродетелями и благодарил за них Бога. Но фарисей не обращал внимания на свое внутреннее состояние, поэтому его молитва не послужила ему оправданием. Мытарь понимает, что он живет недостаточно правильно, что ему нечего поставить перед собой в качестве добрых дел. Но он смиренно просит Бога о помиловании. И этот человек выходит из храма более оправданным, чем тот, который благодарил Его за свои мнимые добродетели.
О чем здесь идет речь? Какое научение мы должны получить от слышания этих евангельских слов? Без смиренного сознания своей греховности никакая внешняя праведность не будет иметь надлежащего значения для человека. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Подлинно, ничто так не отвращает милосердие Божие и не предает так геенскому огню, как страсть гордыни. Если она присуща нам, то какие бы подвиги мы ни совершали, воздержание ли, девство ли, пост ли, молитва ли, милостыню ли, вся наша жизнь становится нечистой» (святитель Иоанн Златоуст, 55, 602).
Вот на что нам нужно обращать внимание. И, если у нас есть какие-то добрые дела, мы должны смиренно оценивать свое положение, должны благодарить Бога за то, что Он нам дает возможность прикоснуться к чему-то доброму, быть причастными к добрым делам. Или кого-то мы послушали и начинаем делать что-то хорошее так, как до нас делали, или Господь Сам открывает нам, что мы можем делать что-то доброе, – все равно мы должны смиряться.
В свете празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской мы должны почувствовать ответственность за все свои неловкие, неуклюжие действия, которые мы совершаем в своей духовной жизни, – что-то мы не знали, чему-то не были научены, что-то, может быть, и так хорошо. С полной ответственностью, даже со стыдом надо относиться к своим неправильным поступкам. Посмотрите, как проявляли смирение и терпение наши новомученики и исповедники, какие это были люди! Хочу обратить ваше внимание на то, как готовится канонизация святого. Собирается множество материалов для того, чтобы прославить тех, кто еще не прославлен здесь, на земле, в Церкви. Если посмотреть эту работу, получается, что это идеальные люди, не запятнавшие себя ни на малейшую долю. Это не значит, что у них не было немощей, что они не голодали, что они не мерзли, что им не было больно, когда их мучили. Все это они приняли в полной мере. Многие из них были замучены даже до смерти. Я говорю о душе, о том, что нечистота не коснулась их души. Если у Комиссии по канонизации, у Священного Синода, у Собора Церкви есть какое-то малейшее подозрение с точки зрения нашей, человеческой, что человек, которого преследовали за веру, взяли под стражу, сказал на допросе хотя бы одно двусмысленное слово, его дело откладывается, и оно уже не может пройти беспрепятственно. Должна быть кристальная чистота души. Как это возможно, когда эти люди страдали, когда эти люди чувствовали и боль, и холод, и голод, и жажду? Но как они проявляли смирение! О чем они думали в это время? Они думали, как не посрамить Господа. Вот что спасало их от духовных ошибок. Они думали о Господе, они думали о Церкви, о том, что после них останется. Они видели физическое разрушение и уничтожение Церкви. Храмы превращались в склады. Это даже многие из живущих сейчас видели, многие даже выносили оттуда мусор, когда храмы стали возвращать верующим. Святые обители становились тюрьмами. Новомученики и исповедники все это видели. Конечно, им было очень тяжело это принимать и с этим смиряться. Но личное смирение перед Богом они проявили в такой степени, к какой каждому из нас надо стремиться. Не было у них каких-то специальных условий. Каждый человек оставался один на один с Богом и с обстоятельствами, в которых он оказался. Не было коллективной поддержки и защиты. Нам это тоже нужно понимать, потому что, когда приходится принимать решения в любом вопросе, человек всегда норовит оглядываться, на кого бы переложить ответственность. Разве такой человек может быть достойным какой-то большой награды? Сам человек стоит перед Богом.
Чистота и любовь к Богу, своему Господу и Церкви давала новомученикам и исповедникам силы выстоять. Честь им и слава. Честь и слава нашему Господу, Который не посрамил их: в скором времени мы уже можем прославлять их как святых, совершать в их честь торжественное богослужение и воздавать благодарение Богу за то, что время жестоких гонений на Церковь прошло, и за то, что жизнь пострадавших за веру будет постоянным уроком и в нашем духовном совершенствовании. Аминь.