Главная » Приходская жизнь » Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Первое (IV) и второе (452) обре́тение главы Иоанна Предтечи. Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Первое (IV) и второе (452) обре́тение главы Иоанна Предтечи. Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея

Тропарь, глас 2
Пречи́стому образу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же,/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест,/ да изба́виши, я́же созда́л еси́, от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:// ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш, прише́дый спасти́ мир.

Тропарь, глас 4
От земли́ возсия́вши, Предте́чева глава́/ лучи́ испуща́ет нетле́ния ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий род// единогла́сную возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.

Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Так сложилось в истории нашей Церкви, дорогие братья и сестры, что с 843 года, когда при царице Феодоре было восстановлено почитание святых икон в Византии при Патриархе Константинопольском Мефодии, в первое воскресенье Святой Четыредесятницы празднуется Торжество Православия. Тогда празднование попало на это воскресенье, и с тех пор в завершение первой недели Великого поста к нам приходит такой большой праздник. Он имеет огромное значение для нашего церковного сознания, потому что трудно себе представить настоящую церковную жизнь, активную и плодотворную, если не знать и не помнить историю Церкви. Человек не сможет соответствовать своему предназначению, если он не помнит тех, кто подвизался за веру православную, кто терпел и страдал за нее в прошлые времена; если он не будет знать нынешней ситуации в православном мире, какова она, как живет Церковь: кто такие христиане, где они обитают, чем занимаются, как они веруют, что они строят. В связи с этим для нас, для нашего личного самоутверждения, очень важен праздник Торжества Православия.
Почему возник этот праздник? До этого сто лет Церковь боролось с ересью иконоборчества. В 787 году на VII Вселенском соборе было окончательно сформулировано православное учение об иконах. Икона для нас очень важна, потому что является зримым свидетельством реальности Боговоплощения. Догмат иконопочитания основан на догмате Боговоплощения. Если нужно кому-то кратко, но ясно объяснить, почему мы почитаем иконы, почему кланяемся иконам Господа, Божией Матери, Животворящему Кресту, иконам с изображением ангелов, святых, мы говорим: если возможно было Боговоплощение, то возможно и изображение на иконах Господа и Божией Матери. А наша вера зиждется на догмате Боговоплощения: Бог стал человеком. Для нас это спасительная вера. Это не просто факт или то, что мы должны переживать и отстаивать, это наше спасение. Бог стал человеком, чтобы освятить природу человека. Жил на земле, как человек, во всем подобный нам, кроме греха, для того чтобы спасти человека, обновить, освятить и преобразить человеческую природу и дать ей возможность вернуться в рай.
Казалось бы, Вселенский собор поставил точку в этом вопросе, но пройдет еще много времени прежде, чем эта ересь будет окончательно побеждена. Только в 843 году окончательно провозгласили полную победу над иконоборцами. И это вылилось в такое торжество.
Мы должны помнить все, что нам Господом заповедано, и понимать смысл нашего существования в Церкви. Сейчас в чине Торжества Православия не случайно читалась притча о ста овцах, из которых девяносто девять были в порядке, а одна была заблудшей. И хозяин этих овец оставил девяносто девять и пошел искать одну заблудившуюся. Такова воля Божия о всех нас. И такая радость бывает на небе, если хотя бы один грешник кается, то Небеса радуются, потому что этот человек приобретен не для погибели, а для вечной жизни с Богом.
Надо отметить еще один момент. Если больше размышлять на эту тему. Возникла борьба с иконами. Но, как мы знаем из православного опыта, премудрость Божия присутствует во всех явлениях бытия, во всем тварном мире. В псалме сказано: «Небеса проповедуют славу Божию, и творение рук Его возвещает твердь» (Псалом 18). То есть, само творение Божие возвещает о Творце. Но почему именно против икон такая борьба? Тогда можно было бы бороться и против солнца, против луны, против звезд, против земли, против растений и животных – против всего. Во всем творении Божием отражается Его творческая десница. Именно так мы верим нашей православной верой. И есть ответ на это вопрошание: если убрать из храмов иконы, можно лишить людей назидания в вере. Великое сокровище, которое Церковь хранит – это икона. Преподобная Мария Египетская именно перед иконой Божией Матери просветилась умом и сердцем почувствовала, что ей надо менять свою жизнь. И сколько таких примеров, связанных и с образом Божией Матери, – Споручница грешных, Нечаянная радость и многие другие истории, которые, несомненно, доказывают именно это. Еще приведем пример святого князя Владимира. Когда он выбирает для своего народа веру, он выбирал и путь, по которому нужно самому пройти до конца и по которому пойдут следующие поколения его народа. Он был озарен, утвердился и укрепился в своем намерении, взирая на икону Страшного суда. Таких примеров очень много. Все это мы можем и должны перед собой представлять, когда у нас происходят какие-то колебания в нашем личном сознании или когда мы видим, что вокруг идет какой-то раздрай или ослабление в вере.
Мы всегда должны представлять перед собой этот образ Церкви нашей, истории ее, а самое главное – нашего Господа и Спасителя, Который собрал свое стадо для того, чтобы никто не погиб, но все, познав истину, спаслись и вошли в жизнь вечную. Аминь.