Главная » Приходская жизнь » Слово настоятеля нашего храма отца Михаила в Неделю 5-ю Великого поста

Слово настоятеля нашего храма отца Михаила в Неделю 5-ю Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня 5-е воскресенье Великого поста. Мы оказались в обстоятельствах особых, стесненных для нашей привычной церковной жизни. Это связано тем, что властью предпринимаются все возможные меры для предотвращения коронавирусной инфекции в наших городах, весях – в нашей стране. Как мы видим, наша страна доброй волей и желанием еще помогает другим народам, которые попали в тяжелую ситуацию.
Но что же делать нам, верующим людям, тем, кто сегодня в основном находятся в своих домах? Для нас было бы привычней находиться в храме, заниматься какими-то запланированными делами: молиться, исповедоваться, причащаться, общаться. Как вы знаете, в эти дни богослужение совершают священнослужители, и в храме еще находятся те, кто им помогает – персонал храма. А какая же доля выпадает тем, кто сейчас находится вне храма, сидит дома? Они должны понять, что нужно исполнить особое служение: проявить свою твердость в вере, верность Господу, нашей Святой Церкви. Она как мать.
Мы не можем себе представить устроение нашей церковной жизни без храма. Тем, кому благословлено находиться в храмах и дома, как вы слышали в неоднократных обращениях Святейшего Патриарха Кирилла, нужно проявлять особое усердие в молитве. Вот такая сейчас обстановка. Но все равно сердце наше открыто для того, что мы сейчас переживаем, и оно не может закрыться, не может перестроиться, потому что духовная жажда и пища духовная не может быть меньше пищи телесной, заботы о здоровье тела. Духовная пища намного выше, потому что она касается не только тела, но и жизни души, которая бессмертна и для которой уготавливается место блаженства вместе с праведниками, со святыми и с Господом или место мучения. Мы даже не можем сравнивать, что важнее. Понятно, что нужно заботиться и о телесном, но мы не можем оставлять заботу о духовном.
То, что раскрывается нам сейчас, что хотело бы сердце впитать, — это темы, которые мы с вами переживаем сегодня и которые будем переживать в ближайшие дни 6-й седмицы Великого поста. Как мы радуемся, когда получаем весточку через богослужение, которое совершается в храмах на 6-й седмице Великого поста.
Остановлюсь кратко на теме нынешнего дня – память преподобной Марии Египетской, переходящее празднование в 5-е воскресенье Великого поста. Ее подвиг, который мы вспоминаем, точно относится к чрезвычайным. В среду вечером мы слышали полностью Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. В эту службу вмещается и житие преподобной Марии Египетской. Мы достаточно хорошо представляем себе эту историю. Но мы не представляем, как можно было все это вынести человеческими силами.
Мария Египетская, будучи человеком, удивила ангелов своим житием, своим подвигом. Но все-таки что-то и нам доступно. Два условия помогли ей победить грех. Она не просто поменяла образ жизни. Такое встречается часто и в обычной жизни: человек меняет профессию, место работы, начинает что-то заново, с нуля, часто сам меняется до неузнаваемости. Но Мария Египетская не меняла просто так образ своей жизни. Она поняла: чтобы спастись, нужно победить грех, который живет в ней, и победить врага, который наступает на нее искушениями. Это можно было сделать только удалением от мира и умерщвлением плоти. Еще в юности меня поразило, как она жила. Мы примерно знаем, сколько нам нужно пищи на один день, на три дня, на неделю для поддержания сил. Для меня было самой большой загадкой, как она питалась, чем в пустыне можно было прожить столько лет. И все остальное: как она укрывалась, когда пекло солнце, когда был холод; как она отдыхала, как она защищалась от диких зверей. О многом мы можем только догадываться. Но два обстоятельства нам надо брать и на свой счет: если мы хотим спасения своей души, во-первых, мы должны отклоняться от многого, что нам предлагается в этом мире; во-вторых, мы не должны угождать плоти, мы должны учиться воздержанию. Конечно, это подвиг даже в наших условиях. Мария Египетская показала крайнюю, исключительную степень подвига. Но даже в отношении себя, если мы возьмем этот пример, это очень тяжело, нелегко – отказываться от чего-то, отказываться от своих привычек, от своих сиюминутных желаний, или мы потерпим, или отложим это.
Сейчас, когда на нас надвигается вредоносное поветрие, было бы очень хорошо, если бы мы поняли духовный смысл этого времени. Все те ужасы, которые сейчас переживает мир и которые мы переживаем вместе с другими людьми, должны закончиться милостью Божией, молитвами наших праведников и теми усилиями, которые предпринимают специалисты. Несомненно – так и будет. Но не есть ли это духовный урок нам? Не учит ли нас это время ограничению, тому, что многое из того, в чем человек живет, в чем он плавает по своему житейскому морю, не нужно? Без этого можно обходиться, можно больше времени уделять чему-то другому. Эту задачу нам еще предстоит выполнять.
В Евангелии сегодня мы слышали уже третье предсказание Господа о Своих страданиях, смерти и Воскресении (Мк. 10:32 — 45). Но ученики не совсем поняли Его. Сыновья Зеведеевы – Иаков и Иоанн, зная, что Он идет в Иерусалим, и, хотя Господь говорит им о Своих страданиях, смерти и Воскресении, полагают, что будет Его царское прославление. Они просят Спасителя, чтобы, когда Он воссядет на престоле, один из них сидел по правую руку, а другой – по левую от Него (Мк. 10:35 — 37).
Этой теме есть продолжение и в наше время. Господь открывает, что к славе приходят через страдания. Путем страдания Он и Сам должен пройти, чтобы прийти к славе. Этот путь уготован всем, любящим Его. Что мы можем просить у Господа, как мы можем себе представлять свою жизнь? Сегодняшнее Евангелие нам открывает, к чему мы должны быть готовы, если мы говорим, что мы последователи Господа нашего Иисуса Христа и хотим за Ним следовать. Нам сказано, какой путь спасительный – это путь страдания, самоуничижения, смирения (Мк. 10:42 – 45). Эта тема Евангельская.
Дальше я хотел бы сказать о предстоящей седмице, которая уже называется седмицей ваий, потому что впереди праздник Входа Господня в Иерусалим – Вербное воскресенье. В церковных песнопениях народ Божий приуготовляется к прославлению Господа. Начиная усердно неделю Великого поста, поем песнь Господу, грядущему в Божественной славе и силе в Иерусалим для того, чтобы победить смерть.
Главной темой предстоящей седмицы является Лазарь, его болезнь, смерть и то, как к этому относится Господь наш Иисус Христос. Он идет сначала навстречу смерти Своего друга Лазаря, брата Марфы и Марии, а потом и навстречу Своей смерти. Эти дни, если читать Триодь, все отмечены значимыми событиями. В понедельник Господь узнает о болезни Лазаря. Во вторник уже два дня как Лазарь болеет. В среду Лазарь умирает, и его погребают. В четверг уже два дня как Лазарь умер. В пятницу Господь говорит, что идет в Вифанию, чтобы воскресить Лазаря из мертвых. И таким образом мы приходим к очень любимой, красивой субботе всего года, а не только Великого поста, субботе, которая называется Лазаревой – воспоминание о воскрешении Господом нашим Иисусом Христом Лазаря, которого Он Своим Божественным словом воздвиг из мертвых уже четверодневного (Ин. 11:1 – 45).
Вот такие нам предстоят дни, которые должны наполнить нашу жизнь, наше сердце, наши мысли желанием еще больше служить Господу, еще больше быть готовыми к подвигу. Господь Сам знает, какой подвиг каждому по силам. Мы должны прийти к победе сначала над своими немощами, утверждаясь в Господе, и войти и в радость, и в славу победы Господа нашего Иисуса Христа над смертью. Аминь.
***
Также отец Михаил сказал о том, что в это время, которое мы сейчас переживаем, важно друг друга поддерживать добрыми словами, звонить, писать, проявлять заботу друг о друге, за послушание совершать домашнюю молитву о себе, своих близких, Церкви и народе нашем и с любовью обсуждать существование храма в отсутствие большинства его дорогих прихожан.