Главная » Приходская жизнь » Проповедь настоятеля храма отца Михаила после Божественной литургии в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Проповедь настоятеля храма отца Михаила после Божественной литургии в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Как и сама служба, и слово, которое я сейчас произношу, происходит сейчас в особых условиях, которые, по моему представлению, несравнимы ни с чем, что было до этого, по крайней мере, на нашей памяти. Даже памяти наших родителей. Были действительно, мы знаем из истории Церкви, гонения на христиан, жесточайшие преследования первые три века христианства. Мы знаем с вами об очень страшном притеснении Церкви в XX веке от богоборческих властей. Но сейчас это несравнимо ни с одним, ни с другим. Вредоносное поветрие – так называется этот мрак, который наступает. И никто до конца не может дать точное определение этому явлению. Мы, христиане, уповая на Бога, принимаем всё как Его святую волю. Но что же в этом мы должны для себя усматривать? Вот мы празднуем праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. С этого события начинается история Боговоплощения. Воплощение Сына Божиего, учит нас Церковь, произошло по воле Бога Отца, но необходимо было и согласие человечества, и оно дано было устами Пресвятой Богородицы, когда Она сказала: «Да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Ответ ангелу на его благовестие. Вчера, читая канон, мы несколько раз имели возможность останавливать мысль свою на том страхе и недоумении, которым была объята Дева Мария в момент Благовещения. Здесь приводится такое интересное сравнение – обольщение, тоже весть была, конечно, несравнимо, потому что мы сейчас знаем, но мы сейчас рассуждаем в контексте всей истории Священной, а человек, к которому пришел Архангел Гавриил в Назарет, мог рассуждать только так, как он мог принимать это по своему состоянию – нравственному, духовному, телесному, по своим знаниям, по своим ощущениям. Как Божия Матерь могла по-другому? Сравнивается с Евой. Смысл такой: не будет ли это, если я соглашусь, как с Евой произошло? Она же согласилась. С чем она согласилась? Принять плод. И что получилось? Падение человека. Отпадение от Бога. Почему здесь такое сравнение. Мы же знаем, что другие обстоятельства, другая история. Почему приводится именно такое сравнение? Почему мы должны на этот момент обращать внимание? Дано было согласие от всего рода человеческого. Именно Пречистой Девой Марией. Да будет Мне по слову твоему (Лк. 1:38). Потому что всё, что Господь посылает нам ради нашего спасения, мы должны уразуметь и принять. Мы не можем одновременно принимать ещё что-то, то есть эти условия, но немножко ещё другие условия, немножко ещё третьи условия и т. д. Это мы от Бога принимаем. Что касается нас, человека, по отношению к Богу, какое должно быть наше отношение к Богу, какой должна быть готовность? Какой должна быть духовная зрелость, чтобы ответить так, как ответила Божия Матерь? Ведь Она ответила и за нас с вами. В чём ответ заключается? В том нравственном подвиге, который совершила Пресвятая Богородица в условиях Своей жизни. Очень легко человеку перекладывать всегда на кого-то или ссылаться на какие-то обстоятельства. Если бы было так, то мы, конечно, сделали бы по-другому, но ведь у нас условия другие, поэтому мы не можем ничего проявить особенного. Это самое легкое. Но именно состояние нравственной чистоты, это – готовность принять волю Божию. Она на чем была основана и покоилась? На чистоте внутренней, которую имела Пресвятая Дева. Вот почему, когда мы себя причисляем ко всему роду человеческому, за который ответила Божия Матерь, мы бы хотели, чтобы это был и наш ответ, мы бы хотели, чтобы это Она и за нас говорила, чтобы мы не остались в стороне. Мы должны думать о себе – а какими мы являемся, кого мы слушаемся, чью волю мы выполняем, какой мы ориентир имеем в нашей жизни, улавливаем ли мы вот эти тончайшие волны, особенно в наше время?
Слышим ли мы это? Иногда складывается впечатление, что нет. Слышим только себя. Слушаем только себя и своих привычек. Вы понимаете, когда мы говорим о том, что Божия Матерь ответила за всех? Представляете, прилепляется к чистому что-то грязное? Вы на себя надели чистую рубашку, белоснежную, и что-то вляпалось. Вы будете говорить, что это одно и то же? Рубашка чистая, я пошел. Вы испугаетесь, вам будет не очень хорошо, что были чистые и испачкались. Так же и в духовной жизни. Нельзя так вслепую просто делать свои хотения.
Прошу вас, кто сейчас ходит в храм, возьмите на себя тоже подвиг, делайте дома подвиг молитвы, чтобы в ближайшее время у наших прихожан, которые поддерживают храм, которые молятся вместе с нами, которые жертвуют, переживают за строительство, чтобы они тоже в скором времени могли приходить в храм.
Дай Бог нам всем терпения и сил. Будем каждый в своих условиях приближать, пожалуйста, этот день возвращения к полноценной жизни. Но обязательно с выводом каждого для себя. Аминь.