Главная » Приходская жизнь » Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея в Неделю 6-ю, ваий. О днях Страсной седмицы

Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея в Неделю 6-ю, ваий. О днях Страсной седмицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, праздник Входа Господня в Иерусалим. В церковном календаре этот день имеет название Неделя ваий, или цветоносная, потому что мы с ветвями вербы, а иногда и с зажженными свечами участвуем в духовной встрече Господа Спасителя, грядущего на вольные Страдания в Иерусалим. Встреча Его как Царя показывает, что Господь идет именно на вольные страдания.
По сложившейся традиции хочу рассказать о том, что было дальше, о том, в чем мы будем участвовать в дни Страстной седмицы, и о том, к чему мы призываемся.
Сегодня Святая Церковь особенно вспоминает царское прославление Иисуса Христа перед Его крестной смертью для того, чтобы показать, что Страдания Спасителя были вольными. Это праздничное событие описано у всех четырех евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Тропари, которые мы поем на этот день, очень жизнеутверждающие: «О́бщее воскресе́ние пре́жде Твоея́ Стра́сти уверя́я, из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же, Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще, Тебе́, Победи́телю сме́рти вопие́м: оса́нна в вы́шних, благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне»; «Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием, Христе́ Бо́же наш, безсме́ртныя жи́зни сподо́бихомся Воскресе́нием Твои́м, и воспева́юще зове́м: оса́нна в вы́шних, благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне». Эти тропари дают возможность верующему человеку не просто воспринимать все события, как совершающиеся сами собой по воле Божией. Но и мы в них участвуем, и Господь не оставляет нас не только в нашей земной жизни, но и в жизни будущего века, в вечности, поэтому мы прилепляемся к Господу и желаем, как мы о том свидетельствуем словами и делами, что мы хотим следовать за Господом до конца. Чтобы понять, каким путем Господь проходит, мы должны очень глубоко проникнуться событиями дней Страстной седмицы.
Великий Понедельник. В богослужениях этого дня Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним. В таинственном созерцании, сближая события Ветхого и Нового Заветов, Церковь показывает нам невинные Страдания Спасителя. Так, в Великий Понедельник мы слышим историю Иосифа, который был продан братьями в Египет и невинно унижен, но после был восстановлен Богом (см. Быт. 37; 42 – 45). Целомудренный Иосиф – это ветхозаветный прообраз Самого Иисуса Христа. Из евангельских событий Церковь вспоминает иссушение бесплодной смоковницы (Мф. 21:18 – 43). Через образ бесплодной смоковницы показывается сонмище иудейское, у которого Иисус не нашел истинного плода веры, а только лицемерную сень Закона, которым они прикрывались. Но бесплодная смоковница изображает и всякую душу, не приносящую покаяния. Эти темы надо для себя запомнить и жить ими в Великий Понедельник.
Великий Вторник. Вспоминаются события, описанные у евангелиста Матфея. Подать кесарю (Мф. 22:15 – 22). На эту тему любят рассуждать люди околоцерковные: как правильно поступать, что делать, что не делать. Господь дает очень ясный и четкий ответ на все времена: Отдайте кесарю кесарево, а Божие отдайте Богу (Мф. 22:21).
Следующая тема – саддукеи, не верившие в воскресение, искушают Господа, вопрошая, чьей женой будет женщина, при жизни имевшая семь мужей (Мф. 22:23 — 33). Человек часто думает, что все, окружающее его в земной жизни, будет перенесено в вечность. Так не будет. Тема наибольшей заповеди, на которую мы должны также рассуждать. Притча о десяти девах (Мф. 25:1 – 13), притча о талантах (Мф. 25: 14 – 30). По календарю мы можем почитать и другие отрывки из Евангелия на этот день.
Великая Среда. Ночь на среду Господь провел в Вифании. Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время как в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса хитростью и убить Его, некая жена-грешница возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке. У Иуды в душе родилось преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя (Мф. 26:6 – 16). В службах Великой Среды прославляется жена-грешница, порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды. Эту тему надо обязательно затрагивать для себя в Великую Среду.
Великий Четверток. В богослужении этого дня вспоминается событие, предварившее шествие Спасителя на вольную Страсть. Речь идет о совершении последней Пасхальной Вечери с умовением ног ученикам, установлением Таинства Евхаристии и предательством Иуды (Ин. 13:1 – 32). В апостольском чтении говорится как об установлении Таинства Евхаристии, о цели его, так и о надлежащем приготовлении к нему и о достойном принятии его. Без рассуждения не приступать к этому Таинству (1Кор. 11:23 – 32).
В Великий Четверток читается составное Евангелие из повествований святых евангелистов Матфея, Луки и Иоанна. Евангелие повествует об обстоятельствах, предшествовавших, сопровождавших и последовавших за Тайной Вечерей (Мф. 26:1 – 27:2; Лк. 22, Ин. 13:3 – 17).
По традиции, накануне этого дня мы совершали общую исповедь. Пока мы думаем, как провести ее в этом году, потому что, как вы знаете, в связи с опасной эпидемией существуют предписания о запрещении многолюдных собраний. Хотелось, чтобы все у себя дома не просто ждали, когда что-то изменится, а молились о разрешении этой ситуации вместе с теми, кто молится в храме, – священники, их помощники, кто несет стражу в храме. Сегодня посещение храма – это не просто желание (захотел – пошел, не захотел – не пошел), а стояние на страже. Посмотрим, какие мы стражники.
Великий Пяток. Все богослужение этого дня посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию Спасительных Страстей и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый и новый подвиг искупительных страданий Спасителя. Отголосок этих страданий слышится уже в каждом слове церковного богослужения, единственного и несравненного как по силе умиления и трогательности, так и по глубине безграничного сострадания страждущему Спасителю. Для верующего человека именно так следует проходить этот день – Великий Пяток.
Святая Церковь раскрывает перед верующими картину Спасительных Страданий Господних – от кровавого пота в Гефсиманском саду до Голгофы (Мф. 26:36 – 45; 27:1 – 44; Лк. 23:1 — 43; Ин. 18:28 – 19:37). О чем-то другом мыслить в этот день, если мы Христовы, невозможно. И не важно, где каждый из нас будет находиться – дома в смиренной молитве или в храме на богослужении.
Великая Суббота. В завершение Страстной недели Святая Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его телом во гробе и сошествие душой во ад, введение разбойника в рай, пребывание на престоле со Отцем и Духом и вместе с тем предуказывает наступление великого события – Воскресения Христова. Все богослужение Великой Субботы представляет собой чудное беспримерное сочетание самых противоположных чувствований: скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования. Мы каждый раз должны напоминать себе, что именно богослужение Великой Субботы говорит о времени между смертью Христа и Его Воскресением. Поются песнопения воскресные и Великой Субботы. Глубокий смысл этого – победа Христа над смертью, поражение Им недр адовых предшествует видимому Воскресению. Это время по ценности и смыслу превосходит все остальное время, которое мы можем прожить.
В Великую Субботу, как и в другие годы, — освящение куличей и пасок. На прихрамовой территории мы можем проводить освящение. Сделана специальная разметка на тротуарной плитке для того, чтобы соблюдалась необходимая дистанция между людьми. Хочу, чтобы было понимание: все меры предосторожности, которые предписаны, мы выполняем для собственной безопасности и для безопасности других людей. Это условия, выполнение которых позволяет нам что-то делать сейчас. Именно так и надо воспринимать все требования – как необходимое условие. Делаем так, значит, можем что-то совершать. Кто не может соблюдать эти условия, тот не может делать ничего.
По поводу Пасхальной службы: тоже сейчас очень многое меняется каждый день и каждый час. Но нужно быть настроенным на то, что в храме будет молиться ограниченное количество людей. Но я надеюсь, что будет позволительно во дворе храма стоять во время службы на отмеченных местах, чтобы была соблюдена дистанция. Это сейчас важное правило. Нужно будет неукоснительно соблюдать все просьбы, указания и благословения, которые будут даваться.
Очень прошу всех вас: сейчас придете домой, станьте на колени и еще помолитесь и попросите Господа – каждый от себя – чтобы Господь преклонил Свою милость ко всем нам, чтобы это время закончилось, чтобы люди получили возможность выходить из домов, приходить в храм, радоваться тому, что они что-то делают для себя и своих близких. И еще: подумайте, нет ли сейчас людей, которые сидят дома, может быть, одни, боятся и недоумевают. Нужно им позвонить и поддержать, спросить, все ли у них хорошо, не нуждаются ли они в какой-то помощи. Может, сходить для них в аптеку или в магазин за продуктами, если они, действительно, одиноки и больше некому помочь им. Если несколько человек об этом думает, география наших добрых дел расширится. Хотелось бы, чтобы во время испытаний мы проявляли ответственность, заботу друг о друге, любовь к нашим близким, ко всем людям.
Всех поздравляю с праздником Входа Господня в Иерусалим! Пусть Господь хранит вас от всякого зла! Всем Ангела Хранителя! Аминь.
Сегодня можно вкушать на трапезе рыбу.