Главная » Приходская жизнь » Великая Суббота

Великая Суббота

 

Тропари Великой Субботы, глас 2

Благообра́зный Ио́сиф,/ с Дре́ва снем Пречи́стое Те́ло Твое́,/ плащани́цею чи́стою обви́в и воня́ми,// во гро́бе но́ве покры́в положи́.

Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́./ Егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся Си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в, А́нгел вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна,// Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь.

Богослужение Великой Субботы посвящено прославлению умершего на кресте и погребенного Спасителя мира. Особенностью этого богослужения является то, что верующие еще стоят перед гробом Господним, но уже начинают праздновать Воскресение Христово.

Центральной темой «похвал» и других богослужебных текстов Великой Субботы является сошествие Христа во ад. В «похвалах» говорится об искуплении и спасении человечества сошедшим во ад Христом: выйдя на поиски падшего Адама, но не найдя его на земле, воплотившийся Бог сошел в бездны ада, для того чтобы искупить его (этот образ не может не напомнить евангельские притчи о заблудшей овце и о потерянной драхме). Как и во многих песнопениях Октоиха, подчеркивается универсальный характер искупления, совершенного Христом не для какой-либо определенной категории людей, но для всего человечества и каждого человека. Говорится и о воскрешении Христом мертвых, которое описывается как «опустошение» ада воскресшим Христом:
Триодь постная. Святая и Великая Суббота. Утреня. Похвалы.
Животе, како умираеши? Како и во гробе обитаеши? Смерти же царство разрушаеши, и от ада мертвыя возставляеши.
Иисусе Христе мой, Царю всех, что ища к сущим во аде пришел еси; или род отрешити человеческий?
Ад како стерпит, Спасе, пришествие Твое, а не паче болезнует омрачаемь, блистания света Твоего зарею ослеплен?
Тебе положену во гробе создателю Христе, адская подвизашася основания, и гроби отверзошася человеков.
Из истления возшел еси животе, Спасе мой, Тебе умершу, и к мертвым пришедшу, и сломившу адовы вереи.
На землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет сего, Владыко, даже до ада снизшел еси ищай.
Якоже пшеничное зерно, зашед в недра земная, многоперстный воздал еси клас, возставив человеки, яже от Адама.
Под землю хотением низшед яко мертв, возводиши от земли к небесным, оттуду падшия Иисусе.
Аще и во гробе погребаешися, аще и во ад идеши; но и гробы истощил еси, и ад обнажил еси Христе.
Послушав Слове, Отца Твоего, даже до ада лютаго сошел еси, и воскресил еси род человеческий.
Убояся Адам, Богу ходящу в рай; радуется же, ко аду сошедшу, падый прежде, и ныне воздвизаемь.
Ужасеся ад, Спасе, зря Тя, Жизнодавца, богатство онаго упраждняюща, и иже от века мертвыя возставляюща. Жизнь, как умираешь? Как в гробу обитаешь? Но Ты разрушаешь царство смерти и воскрешаешь из ада мертвых.
Иисус Христос мой, Царь всего, чего искал Ты, когда пришел к находящимся в аду? Не освободить ли род смертных?
Как вытерпит ад пришествие Твое и не будет страдать, омрачаясь, ослепляемый молнией света Твоего сияния?
Когда Ты, Христос, был положен во гробе, основания ада поколебались и отверзлись гробы людей.
Ты воскрес от тления, Жизнь, Спаситель мой, когда умер, пришел к мертвым и сломал вереи ада.
Ты сошел на землю, чтобы спасти Адама, но, не найдя его на земле, сошел в поисках его даже до ада.
Словно пшеничное зерно, упавшее в недра земли, Ты произрастил обильный урожай, воскресив людей, происшедших от Адама.
Добровольно сойдя под землю, как мертвый, Ты возводишь от земли к небесам ниспавших оттуда, о Иисус.
Хотя Ты и погребаешься в гробу и идешь в ад, но и гробы Ты опустошил, и ад обнажил, о Христос.
Послушавшись, о Слово, Отца Своего, Ты сошел даже до страшного ада и воскресил род человеческий.
Адам испугался, когда Бог ходил в раю, но обрадовался, когда Он сошел во ад: ибо воскрешен ныне тот, кто некогда пал.
Ад, о Спаситель, вострепетал, видя Тебя, Подателя жизни, опустошающего его сокровищницы и воскрешающего от века мертвых.

Сразу же по окончании «похвал» поются воскресные тропари Октоиха, из которых один посвящен сошествию во ад («Ангельский собор удивися»). Прочие тропари посвящены собственно Воскресению Христову: их исполнение на утрени Великой Субботы знаменует постепенный переход от погребального настроения к «пасхальному». По сути, празднование Воскресения Христова начинается не в пасхальную ночь, а в Великую Субботу: на утрени поются воскресные песнопения, а на литургии читается Евангелие, посвященное Воскресению (Мф. 28:1–20), и священнослужители переоблачаются из темных одежд в светлые.