Главная » Приходская жизнь » Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Проповедь настоятеля нашего храма отца Михаила

Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Проповедь настоятеля нашего храма отца Михаила

Тропарь, глас 7
Запеча́тану гро́бу,/ Живо́т от гро́ба возсия́л еси́, Христе́ Бо́же,/ и две́рем заключе́нным,/ ученико́м предста́л еси́,/ всех Воскресе́ние,/ дух пра́вый те́ми обновля́я нам,// по вели́цей Твое́й ми́лости.
Кондак, глас 8
Любопы́тною десни́цею/ жизнопода́тельная Твоя́ ре́бра Фома́ испыта́, Христе́ Бо́же,/ созаключе́нным бо две́рем я́ко вшел еси́,/ с про́чими апо́столы вопия́ше Тебе́:// Госпо́дь еси́ и Бог мой.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради во ад сшедшаго/ и с Собою вся// воскресившаго.

Проповедь настоятеля нашего храма протоиерея Михаила Подолея:

Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, в таком малочисленном составе мы представляем наш приход, но тем не менее должны знать, что празднуем праздник Антипасхи, который буквально означает «вместо Пасхи».
В древности восьмой день как в завершении Светлой седмицы отмечался особенно торжественно. Первый раз совершалось обновление памяти Воскресения Христова, поэтому удивительным образом смысл этого дня заключается и в том, что он первый. Ещё называется он новой Неделей, потому что первый раз обновляется память Воскресения Христова, и начинается уже круг воскресных дней целого года. Каждый раз, когда мы в воскресенье будем собираться в храмах Божиих, тоже будем обновлять в своей душе, сердце, не только в памяти, но и внутренне, Воскресение Господа.
Также смысл есть и в том, что это восьмой день. Если считать от Пасхи, то он действительно является таковым. Восьмой день – это символ вечности. Мы празднуем победу Христа над адом и смертью и дарование жизни вечной людям, верующим в Него. Поэтому этот символ восьмого дня означает ту вечность и тот день, который не будет прерываться ночью. Будет всегда присутствовать в нем Божественный свет, и будут сиять в этом свете и все праведники Божии.
Еще в этот день вспоминается явление Господа Иисуса Христа апостолам и уже с присутствием Фомы, первый раз Фома отсутствовал (Ин. 20:19 – 31). Это событие еще можно назвать уверением Фомы. Он уверовал, потому что увидел (Ин. 20:28 – 29). Очень много люди рассуждают на эту тему, даже поговорку такую употребляют, когда идет речь об этом случае, когда Фома выразил свое недоверие словам ученикам, которые сказали ему, что видели Господа. Он сказал, что если не увижу, не осязаю Его, не поверю (Ин. 20:25). Даже может быть люди спекулируют на этом смысле – вот как неверующий Фома. Но мы всегда должны связывать два момента из истории Фомы. Сегодняшний. И когда еще до Своих страданий Господь направляется в Иерусалим через Вифанию (Ин. 11:1 — 45). Когда Он поспешает к Своему другу Лазарю, Он объявляет о Своем намерении, ученики испугались: Ты идешь туда, где Тебя искали убить (Ин. 11:7 — 8). Как выражает готовность именно этот ученик? Пойдем и мы умрем с ним (Ин. 11:16). Вот это тот же Фома. Поэтому не нужно путать неверие Фомино с той немощью плотского разума, которым поражен мир. Люди мудрствуют разумом плотским и поэтому проявляют свое такое немощное состояние. Как выразился один иерарх нашей Церкви: неверие есть немощь плотского разума, а вера – это сила Божия, обновляющая, просвещающая и дающая как раз победу над немощью плоти.
Помните, апостол Павел обращает на это внимание? Когда он попросил послабление в немощах, которые его одолевали, в том числе от искушений от сатаны, Господь сказал ему: достаточно тебе, сила Моя в немощи совершается (2Кор. 12:7 — 9). Поэтому проявляется сила Божия через немощь плоти. Плоть немощствует. Она может проявлять самые крайние способы слабости, вплоть до полной деградации, разложения.
Но дух, если он бодрый, если он с Господом, превозмогает все это. Это очень важно для нас понимать, потому что смысл того, о чем мы сейчас говорим, должен наполнять нашу жизнь в будущем. Мы завершили Светлую седмицу, празднуем Антипасху. Дальше что? Дальше внешне для нас как бы умаляется этот праздник. Уже нет этой торжественности в богослужении с постоянно отверзшими Царскими вратами, не только во время богослужения, но круглосуточно. Кто был мудрый и заходил в храм на Светлой седмице, это видел. Евангельское утверждение – надо прийти и смотреть (Ин. 1:46).
Что же получается? Не сужаются возможности, а наоборот. Расширяются. В чем проявление большей возможности? Даже на примере Фомы. То, что ему Господь открыл: Ты уверовал, потому что увидел, блаженни невидевшие и веровавшие (Ин. 20:29). Понимаете? Человек может запнуться в любой момент, даже тот, который стопроцентно для себя решил, что я буду так жить, все равно запинает его лукавый, и все равно может проявляться немощь его плотского разума и всех сил телесных. Но в чем превосходство веры? Она может переходить границы всего этого, всех претыканий, всех несовершенств.
Конечно, нам бы нужно просить Господа, чтобы Он укреплял в нас нашу веру, нам нужно быть готовыми всегда развивать в себе этот великий дар Божий и силу Божию, которые, несомненно, раскрываются в человеке, если он следует по стопам Господа. И там, где уже мир многократно, это из истории легко заметить и очень давних времен, торжествовал победу, как иногда говорили, над людьми недалекими, кто в храм ходит, тот, кто не совсем такой может быть, как надо, там, где истязали, императоры мучили христиан, и гонители, они же видели результат своей победы – вот они умерщвляют человека, лишают его жизни. В каком смысле? В земном. Все те, кто посягают на верующего человека, они могут убить его тело. Это значит, что верующий человек прилепляет душу свою Господу, отдает душу свою Ему. Поэтому он больше боится не тех, кто ущемляет внешне и физически, а боится соблазн и ухищрения диавола. Не бойтесь, говорит Господь, тех, кто может убить тело, но кто может в душу вовлечь какие-то трудности, кто может душу погубить (Мф. 10:28). Поэтому мы знаем, кто может действительно противостоять – это диавол, и поэтому внутри себя нужно бороться с ним, и всеми способами отражать его извне, когда он нападает. Вот это должна быть наша подлинная жизнь христианская. А выражением подлинности нашей христианской жизни и нашего исповедования, несомненно, служат слова, которые мы в это время очень часто и радостно повторяем: Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Аминь.