Главная » Приходская жизнь » Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц

Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос Воскресе!
Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, обращаюсь и к тем, кто благочестиво, смиренно несет дома свой подвиг молитвы и именно смирением молитвы приближает окончание этой смуты, которая на нас надвигается. Сегодня, конечно, как и положено, мы обращаем внимание на тему воскресного дня – Неделя святых жен-мироносиц. Церковь вспоминает тех, о которых в Евангелии сказано не очень много, не обширно, о женщинах из Галилеи, которые следовали за Господом, и своим усердием, чем они могли, служили Ему в Его земных потребностях. Вот это мы себе можем представить, поскольку женщине более свойственно именно такое внимание оказывать. Это и то, что мы видим сегодня в Церкви, многие послушания – ризница, некоторые места просфорен, свечные, благоукрашение храма, уборка, эти все послушания заняты именно женщинами. Сейчас и больше. То, что связано со служением как сестричество, которое объединяет людей для служения, ухода за больными. И много таких примеров, которые мы сегодня имеем в Церкви. Конечно, особое внимание мы должны обращать на то, как святые жены-мироносицы повели себя в конце той истории, которая шла к завершению, именно земная жизнь Господа нашего и Спасителя. Когда все почти разбежались, они остались у Голгофы, они видели страдания Господа, Его смерть, погребение, поэтому именно жены-мироносицы. Они именуются так потому, что они в первый день после субботы очень рано поспешили ко гробу, где было положено тело Господа и Спасителя, чтобы довершить то, что они не успели, не смогли в тех очень сложных условиях, но что было положено для погребения мертвецов — миро с ароматами (Мк. 16, 1 – 2). Они знали, что там все не просто, у гроба их Учителя. Есть стража на вход в гроб, привален большой камень, который невозможно просто так прийти и как дверной ручкой открыть и войти. Тем не менее они шествуют именно в этом направлении, хотя и недоумевают, кто отворит им камень от двери гроба (Мк. 16, 3), т. е. это так, что оделись, приукрасились и пошли в храм. Что там их ждет? Какие у них были внутренние переживания? Все это победила преданность и любовь к своему Господу и Учителю. Этот пример жен-мироносиц очень похвален и в Церкви он всегда ставится в пример. Сейчас еще мы еще добавляем и приукрашаем этот день тем, что называем его праздником в честь женщин-христианок. Этот праздник сейчас празднуется. Но смысл вообще воспоминания этих женщин заключается в том, что они и свою немощь, и свой страх, и все, что человек мог переживать в этих условиях, они победили любовью к Господу. Это самый главный пример. Может быть наступит такое время, пусть так и будет, может даже совсем скоро, когда мы увидим новую волну, всплеск любви к своей вере многих-многих людей – женщин, мужчин, детей, всплеск желания и стремления что-то сделать, не откладывать на какие-то десятилетия, а сегодня, сейчас приступаем, делаем. Может быть так и будет. Это будет еще большим украшением нашей церковной жизни, чем мы можем украсить ее. Но всегда нужно возвращаться к главному, к главной причине о женах-мироносицах. Это не просто, как знаете, общество дожило до того, что решило установить день почитания, как есть, например, день почитания мужчин, а это – день почитания женщин. Эти женщины себе это заслужили на веки. Заслужим ли мы себе такой памяти? Заслужат ли себе современные женщины такой памяти? Это должно показать само дело наше, дело тех, кто это совершает, ничто другое, никакие другие признаки, никакие другие названия, но само дело вещей, которое мы совершаем и после себя оставим. Сегодня еще вспоминаются Церковью Иосиф с Никодимом. Иосиф погребает тело Господа, он просит у Пилата (Мк. 15, 43; Ин. 19, 38). Это такое дерзновение тоже особенное, трудно себе представить, как он мог дерзнуть подойти к Пилату, зная, что уже всё против, не только против Господа всё повернулось в этот момент, когда обнажилось, но и в этих всех, кто каким-то образом с Ним связан, даже малейшим. Вот почему ученики разбежались страха ради иудейского. Потому что не знали, кому куда деваться. Потому что вся злоба, которая была на Господа, вся уже выставлена, она вся обернулась против всех, кто каким-то образом с Ним был причастен. Сейчас люди не связывают часто опасность для себя лично с тем, что они христиане, что они последователи Господа, что они будут делать что-то во имя Господа и за это могут пострадать. Кто сейчас связывает так буквально эту опасность со своей жизнью? В любой момент человек может сказать: а я и ни при чем. Такие мелкие хулиганства, когда говорят: ну я пойду в другой храм или пойду в другое место, или поменяю что-то. А если по-серьезному, кто связывает настолько, чтобы знать, что все, что на Господа обрушилось, вся вражда, она и на меня обрушится? Вражда мира сего, злоба диавола. Иосиф был таким человеком, который знал, что это все обрушивается на учеников Господа. Так же, как и Никодим. Он был очень интересным человеком, который тоже был учеником Господа (Ин. 3, 1 – 2; Ин. 19, 39). Сегодня он тоже вспоминается. Пусть бы эта тема была нам на пользу. О женах-мироносицах, о праведных Иосифе Аримафейском и Никодиме. Пусть бы мы каким-то образом разложили, расставили в своей жизни, и в повседневной, вот эту картину перед собой. В какой компании мы оказываемся? В какой степени готовности мы оказываемся в подобных ситуациях? Что мы из себя представляем? Это очень важно, конечно.
На сегодняшнее Апостольское чтение обязательно хочу обратить внимание кратенько: об избрании семи диаконов, которые потом были посвящены апостолами (Деян. 6, 1 – 7). Такая случилась история. Евреи, которые из языческих стран, стали предъявлять претензии к общине. Община была уже большая, к этому времени примерно 8 000 человек. Первая христианская община росла. Появилось мнение, что возникло какое-то пренебрежение, т. е. к этим евреям не из диаспоры, вдовицами кто-то пренебрегает, бедными. Апостолы собрались и сказали, что нехорошо оставлять дело служения слова Божия, т. е. проповедовать, а заниматься такими вопросами, которые мы сейчас называем заботой о бедных, заботой о нуждающихся, должны быть поставлены специальные люди. Так возникли семь диаконов в Церкви. Это первые диаконы. Их имена в Книге Деяний, в шестой главе, мы с вами сегодня слышали (Деян. 6, 5). Что из себя представляет первое диаконское сословие? Они были избраны в общине для того, чтобы положить начало служению, в первую очередь, бедным. В общине все считалось общим, поэтому надо было таким образом устроить, чтобы те, у кого было чем делиться, передавали тем, кому это было необходимо. Можете еще об этом почитать. Вообще с Великой Субботы, с Полунощницы Великой Субботы, начали читать Книгу Деяний Апостольских, и нужно читать до конца. Можно этот период пасхальный связывать так – Евангелие от Иоанна и Книга Деяний святых апостолов. До Пятидесятницы. Если мы слушаем в храме, то как раз к тому времени заканчивается и чтение Книги Деяний святых апостолов.
Что касается первого диаконского служения, то это было необходимо, сама природа Церкви требовала, чтобы такое служение было отдельно. Сейчас во многих случаях это размыто, расплывчато. Где-то сконцентрировано, в какой-то общине мы это замечаем, в другой общине большее внимание уделяется строительству, в иной, например, проповедованию. Но все это должно быть в одной общине: и проповедь, и служение, и созидание, и помощь нуждающимся. Интересно, какое это имело продолжение. Приведу вам свидетельство одного учителя церковного. Во II веке Тертуллиан так описывает эту картину: В наш ящик каждый в первый день месяца или когда хочет, если только хочет и если только может, делает небольшое подаяние. Ибо к этому никто не принуждается, но каждый приносит добровольно. Это есть как бы залог любви. Ибо деньги, собранные в этот ящик, тратятся не на пиры, не на попойки и не на неблагодарные харчевни, но на питание и погребение бедных.
Был такой момент, сейчас мы с этим сталкиваемся, но редко, когда умирает кто-то из братьев и сестер, и его некому даже предать земле. Это страшно. И показывает, что мы не знаем, что делать, очень много толкуем, очень много суетимся, потому что нет этой практики. А в Церкви это было с самого начала.
Далее: … на мальчиков и девочек, лишившихся имущества и родителей, и на стариков уже домашних, также на потерпевших кораблекрушение. Сегодня к этому можем отнести аварию, несчастный случай.
И, если кто-либо находится или в рудниках, то есть принудительных работах, или на островах, или под стражею, то есть кто не может себе сам помочь. Все это о чем говорит? Что за этим стояло? Это не то, чтобы сейчас сказали менеджеры, управленцы хорошие, отдельная четко работающая организация. Нет. В этом случае это единодушие и любовь, которая соединяла всех христиан в одну большую семью, вот это и побуждало к заботе о каждом члене семьи христианской, именно такой, в которой он нуждался по-настоящему. Аминь.