Главная » Приходская жизнь » Проповедь настоятеля нашего храма отца Михаила в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном

Проповедь настоятеля нашего храма отца Михаила в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Христос Воскресе!
Нелегко говорить в эти дни проповедь, не потому что не хочется, а потому что мы видим вынужденное удаление многих наших прихожан от храма, часто несобранность тех, кто может находиться в храме. Но самое главное, что побуждает говорить слово в это время – при отсутствии наших прихожан и в присутствии вас, немногих, — великие события, которые Церковь вспоминает, то, что дает крепость нашим душевным силам, то, что обновляет нашу веру. Без этих свидетельств, которые нам Церковь дает в эти Пасхальные дни, нам было бы жить еще тяжелее, еще сложнее было бы разбираться в хитросплетениях, которые вокруг нас. Какие-то трудности мы создаем себе сами, какие-то создаются без нас, но нам приходится в этом жить. Главное, о чем свидетельствует Церковь в эти Пасхальные дни, важно для нашей веры.
Мы только что слышали небольшой отрывок из Книги Деяний святых апостолов (Деян. 9:32 — 42). Деяния святых апостолов – что это значит? Эта книга говорит об их жизни, о том, как они восприняли Евангелие, как исполняли его в своей жизни. Сегодня мы слышали чудесные случаи из жизни апостолов. Апостол Петр в Лидде исцелил человека по имени Эней, уже 8 лет страдавшего недугом (Деян. 9:32 – 35). Величайшее чудо, совершенное апостолом Петром недалеко от Лидды, в Иоппии, — воскрешение Тавифы (Деян. 9:36 — 42).
Как бы хотелось пожелать, чтобы все мы были похожи на эту Тавифу! Вот она умирает. Мы видим, что апостолы имеют от Господа силу, которая может вернуть умершую от смерти к жизни во свидетельство всем людям, которые ее окружали, во свидетельство нам и всем поколениям христиан до скончания века. Но здесь хорошо бы обратить внимание, с какой любовью относились к Тавифе люди, знавшие ее (Деян. 9:39). Она только что находилась среди них, отличалась большой добродетелью, «была исполнена добрых дел и творила много милостынь» (Деян. 9:36), поэтому все очень скорбели о том, что она ушла и они остались без нее.
Всем и себе, в том числе, желаю, чтобы, когда нас не будет, люди вспоминали наши добрые дела, а не наши глупости и ошибки. Как было бы хорошо каждому из нас, чтобы о нас так переживали!
Конечно, здесь в наилучшем виде показана сила веры. Апостолы были обычными людьми, но имели такую веру, что Господь давал им возможность воскрешать мертвых (Деян. 9:34, 40).
Само название этого воскресного дня – Неделя о расслабленном – говорит нам о том, что сегодня читается отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 5:1-15) о том, как Господь в купальне Вифезда при Овечьих воротах в Иерусалиме исцелил расслабленного, который ждал этого 38 лет. Церковь видит в этом исцелении изображение обновления жизни всего человечества через Воскресение Иисуса Христа.
Какое значение имеет для нас Воскресение Христово? Закончится этот пасхальный период, уже давно съели крашеные яйца, скоро доедим куличи. И получается, что людям уже больше нечем делиться, нет больше пасхальной радости. Говорят, Пасха закончилась. Но даже на примере одного этого исцеления при Овчей купели можно говорить о том, какое значение для нас, для всего человеческого рода имеет Воскресение Иисуса Христа. В Его Воскресении — обновление жизни, дарование нам бессмертия, жизни вечной. Конечно, обновлять нужно то, что обветшало; исправлять нужно то, что искажено, – образ Божий в человеке. Грехами ослабляется и умерщвляется не только плотское, но и душевное. И все это требует обновления. Купальня при Овчих вратах, можно сказать, образ нашего мира. Само название Вифезда переводится как Дом милосердия. Как мы догадываемся, в Домах милосердия все не очень радостно. Там в основном находятся люди немощные и страдающие от разных болезней, нуждающиеся в какой-то помощи. В обычном, мирском, понимании, к ним приходят врачи, возле них – санитарки или сиделки, чтобы как-то облегчить их страдания. Могут появиться родственники или близкие, чтобы морально поддержать больного. Но здесь Дом милосердия надо понимать еще и по-другому: мы должны во всех наших немощах, бедах призывать и ждать Господа. Только Он один может дать освобождение от всех страданий, прежде всего, нашей душе, потому что от немощей души страдает и тело.
Расслабленный не просил Господа об исцелении. Господь Сам спросил его: «Хочешь ли быть здоровым?» (Ин. 5:6). Потом уже Господь указал ему на опасность, которой может подвергаться каждый. «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Ин. 5:14). Но здесь мы должны обратить внимание на то, что Господь Сам обращается к расслабленному. Преподобный Макарий Великий сравнивает то, что сегодня Господь сделал для расслабленного, с тем, что делает мать для младенца. Преподобный Макарий приводит такой пример. Новорожденный младенец, который еще не может ходить, не может говорить, а только может двигать ручками и ножками, кричать, плакать, когда ему что-то нужно. И мать, видя это, сжалится над ним, придет к нему, покормит, приласкает. Так же и Бог: к той душе, которая стремится к Нему, подобно тому, как младенец тянется ручонками к маме, Он приходит и дает все, что нужно.
Мы иногда находимся в такой ситуации, что не знаем, откуда может прийти нам помощь. Сами не представляем, не можем объяснить этого другим. Но Бог знает, с какой стороны может прийти человеку помощь. Конечно, нужно уповать на Него всеми силами нашей души, всеми силами сердца прилепляться к Нему. Какие бы грехи мы не совершили в прошлом, что бы за нами не числилось фактически, смерть души наступает не тогда, когда человек согрешил, а тогда, когда он упорствует и не раскаивается.
Для нас сегодняшний день очень важен. Если бы сейчас было обычное время, мы после Литургии совершили бы Крестный ход. Был бы полностью пасхальный день. Но в тех условиях, в которых мы сейчас находимся, еще раз обращаюсь ко всем нашим прихожанам. Будем неустанно молить Господа, чтобы Он нас помиловал, чтобы мы не просто вернулись к обычной жизни, а стали намного лучше, чтобы горячо желали ревностно исполнять все, что нам Господом будет позволено, что нам будет дано для нашего блага и для того, чтобы этими благами нам пожить и много доброго после себя оставить на земле, чтобы этими благами жили последующие поколения. Аминь.