Главная » Приходская жизнь » Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея

Кондак, глас 8
Ве́рою прише́дшая на кла́дязь самаряны́ня/ ви́де Тя прему́дрости во́ду,/ е́юже напои́вшися оби́льно,// Ца́рствие вы́шнее насле́дова ве́чно, я́ко присносла́вная.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Христос Воскресе!
Дорогие братья и сестры, мы продолжаем в пасхальный период совершать богослужения в особых условиях – без большинства наших прихожан, которые сейчас, смиряясь, молятся дома и ждут, когда будет благословение и разрешение свободно посещать храмы. В это особое время мы, конечно, не можем упускать возможности поделиться друг с другом, с людьми, о которых мы думаем и которые нас любят, духовной радостью и темами, присутствующими сейчас.
Сегодня Неделя о самаряныне. Читался отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 4:5-42) о беседе Господа нашего Иисуса Христа в Самарии, в городе Сихеме, с женщиной самарянкой. Город Сихем очень древний, о нем неоднократно упоминается в Библии. На этом месте Авраам говорил с Богом. Впоследствии там жил праотец Иаков, ископавший колодец, у которого спустя столетия Господь Иисус Христос, беседуя с самарянкой о воде живой, открывает ей, что Он есть Мессия.
Какое значение имеет для нас воспоминание этого удивительного момента из священной истории? Иудеи и самаряне почти не общались между собой, разрыв изначально произошел в бытовых вопросах, которые не должны были касаться глубины веры.
Кроме вопросов о колодце, о том, как возможно почерпать оттуда воду, кто старше – Иаков или ее Собеседник, самарянка задается и вопросом о душе, возникает главный вопрос этой встречи: «Отцы наши поклонялись [Богу] на этой горе [Харизим], а вы [иудеи] говорите, что место, где должно поклоняться [Богу], находится в Иерусалиме» (Ин. 4:20). И Господь открывает ей то, без чего невозможно причислять себя к служителям Божиим, верующим в Господа и Спасителя. «Но настает время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4:23).
Мы эти слова знаем и повторяем. Какой смысл они имеют для нас? Что значит поклоняться Богу в духе и истине? Разве зря строился Иерусалимский храм? Разве зря строили жертвенники наши праотцы в местах, где им являлся Бог? Там они всегда оставляли видимые знаки. Так делали и Авраам, и Исаак, и Иаков. Разве и все другие внешние факторы не имеют значения для нашей веры? Конечно, имеют. Они часто отображают веру человека. Мы тоже стараемся строить храмы, украшать их. Это есть отображение нашей веры, нашего усердия в служении Господу, нашей любви к Дому Божиему, месту, где Бог хозяин. Храм — это не чей-то дом, а именно Дом Бога. Но служить Богу нужно в духе и истине. Не в слепоте и страхе, а в знании, в свободном выборе и сыновней любви к Богу. Вот что означает поклоняться в духе и истине. Разве может быть другое служение? На всякий случай, ради страха, ради каких-то примет, обычаев служить Богу невозможно. Так, наверное, было и среди иудеев: внешнее исполнение Закона. Так их научили отцы, так надо делать в определенное время. Самаряне тоже свято хранили камни, где было святилище на священной горе Харизим, чтобы внешне исполнить то, что делали их отцы. Часто за этим внешним теряется все внутреннее, то есть – личное отношение человека с Богом. И это страшно. И об этом нам напоминает сегодняшний воскресный день.
Внешнее может быть только тогда полезным, когда по-настоящему благолепно, когда от внешнего будет усиливаться живая связь человека с Богом, его служение в духе и истине. Очень важно для нас понимать это, потому что часто мы решаем тяжелые вопросы, столько трудов и сил тратим на их решение. А эти вопросы – внешние. Они важны, только когда помогают нашему духовному единению с Богом. Если происходит разрыв внешнего и внутреннего, надо что-то менять.
В этой евангельской истории еще очень важный назидательный момент для всех нас. Женщина, с которой Господь беседовал, объявила жителям Сихема: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4:29). Господь открылся ей, и она исповедует Его как Мессию. Самаряне, через ее слово, приходят смотреть на Того, Кто сидит у колодца, и видят Того, о Ком предвозвещали пророки, о Ком только что свидетельствовала их единоплеменница. Что здесь является назидательным для нас? «А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира Христос» (Ин. 4:42).
Каждому человеку Господь даст, если необходимо, какого-то проводника, который бы помог, что-то подсказал, поддержал, вразумил на духовном пути. Но важно не просто держаться за кого-то, всегда смотреть на него и перекладывать на него ответственность. И так годами. С какого-то момента человек должен самостоятельно идти своим духовным путем. Должен взять на себя ответственность. И уже не только по чьей-то подсказке, но и сам мог сказать: «Я чувствовал много раз близость Господа к себе, все это переживаю сам, лично, и могу свидетельствовать перед другими людьми».
Вот что было бы важно для нас, дорогие братья и сестры, в нашей духовной жизни – это желать блага и спасения себе, своим близким и всем людям, кого мы только можем помянуть в наших мыслях и в наших молитвах. Аминь.