Главная » Приходская жизнь » Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея в праздник Преполовения Пятидесятницы

Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея в праздник Преполовения Пятидесятницы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Христос Воскресе!
Сегодня ровно половина времени от Пасхи до Сошествия Святого Духа на апостолов – праздника Пятидесятницы, праздника Святой Троицы. Что предлагает Церковь в Преполовение Пятидесятницы? К чему привязан этот день? Здесь наблюдается связь между событиями Ветхого Завета и Нового Завета. У иудеев был праздник Кущей, установленный в воспоминание их сорокалетнего странствования по пустыне. Праздник проходит не один день, устраиваются кущи – палатки из веток, которые напоминают время, когда народ еврейский странствовал по пустыне, являются символом этого времени. В последний день праздника Кущей в воспоминание изведения Моисеем из скалы воды, чтобы утолить жажду своего народа, первосвященник выходил из Иерусалимского храма, шел к Силоамскому источнику, золотой чашей черпал воду, приносил ее к жертвеннику, соединял с вином и поливал на жертвенник. В это время пелось шестопсалмие и воздавалось благодарение Богу за то, что Он не оставил Свой народ. Все эти события, которые происходили в их истории, готовили их к тому, чтобы они признали Мессию. Но не все они принимали Господа, не все они уверовали в пришествие Мессии. Господь использует последний день праздника Кущей, когда в храме собралось множество народа. Он предлагает им Самого Себя и Свое учение. «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:37-38). Господь говорит здесь о принятии благодати Святого Духа.
Какие же дары получает человек, который принимает учение Господа? Принимая учение Спасителя, человек становится способным принять благодать Святого Духа. Эти дары все мы, христиане, принимаем через таинство Крещения и Миропомазания. И в этом заслуга нашего Господа. Он сделал нас способными принять Духа Святого. Без служения Господа невозможно было бы нам принять Святого Духа. Этими дарами мы можем сами спасаться и содействовать ко спасению всех людей, с которыми мы так или иначе встречаемся, общаемся, вместе делаем что-то. Представляете, какие дары нам даны! Не просто для себя человек в чем-то разобрался, что-то раньше не знал, а теперь знает и может успокоиться на этом. Надо понимать, что всеми дарами, которые мы получаем от Господа, должны не только себя спасать, но и содействовать спасению наших близких, каждого человека, встречающегося на нашем пути. Мы, конечно, не можем сразу изменить, преобразовать другого человека, запретить ему делать что-то плохое или, напротив, заставить делать что-то хорошее. Но от нас должно исходить такое благодатное веяние, должны исходить такие слова, такие действия, которые ни на одно мгновение не отдалили бы от нас благодать Божию и не препятствовали бы другому человеку обрести спасение. Вот насколько нам нужно быть добрыми, заботящимися о своем спасении и о спасении наших близких!
Сегодня освящением воды мы напоминаем об очень значимом событии в Священной истории. Мы должны думать не только о его историческом значении, но и о тех глубоких смыслах, которые раскрываются в нем. От чего будут зависеть наши успехи на духовном поприще? От того, насколько мы будем жаждать Самого Господа. От того, насколько мы будем к Нему стремиться. От этого будут зависеть все результаты наших дел – маленьких и больших. В злобе, ненависти, противлении Господу и всему, что Господь дает, дару, который Он посылает, невозможно добиться доброго результата. Когда сегодня будете набирать воду, этим утешайтесь.
Молитесь за тех людей, которых сегодня нет в храме. Вспоминайте в молитвах наших прихожан. Я долго мучился тем, каким образом озвучить то, о чем сам переживаю, о чем переживаем мы все. И вот родилась сама собой формулировка: «…и о благочестиво пребывающих в своих домах наших прихожанах». Это послушание, это смирение, это терпение. Это не то, что люди часто себе представляют: все куда-то пошли, пойду и я, или иные побуждения, которые нередко двигают человеком. Такое поведение не имеет никакого отношения ни к послушанию, ни к смирению и уж точно не приближает окончание этих испытаний. А за тех людей, которые благочестиво пребывают в своих домах, верят и надеются на милость Божию, — за них очень важно молиться и озвучить в храме, как мы слышим.
Хочу еще сказать для тех, кто сегодня в храме: это для вас честь и ответственность одновременно. Помните, что блаженствовать, не отдавая себя Господу, не получится. Надеюсь, что в следующем году мы сможем к освящению воды в память о событии, о котором мы говорили, для радости присовокупить крестный ход. А сейчас смиримся и будем надеяться на самые благоприятные условия для нашей Церковной жизни. Аминь.