Главная » Приходская жизнь » Празднование памяти святой великомученицы Ирины (I — II) и иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1878)

Празднование памяти святой великомученицы Ирины (I — II) и иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1878)

Тропарь, глас 4

А́гница Твоя́, Иису́се, Ири́на,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся Креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди,/ я́ко да ца́рствую в Тебе́, и умира́ю за Тя,/ да и живу́ с Тобо́ю,/ но я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами,// я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4

Де́вства добро́тами преиспещре́нна, де́во,/ страда́льчеством была́ еси́ красне́йшая, Ири́но,/ кровьми́ твои́ми исте́кшими обагре́на,/ пре́лесть же низложи́вшая безбо́жия.// Сего́ ра́ди и прия́ла еси́ по́чести побе́ды руко́ю Созда́теля твоего́.

Свя­тая Ири­на, ро­дом сла­вян­ка, жи­ла во вто­рой по­ло­вине I ве­ка и бы­ла до­че­рью Ли­ки­ния, пра­ви­те­ля го­ро­да Ма­гед­до­на в Ма­ке­до­нии. Еще в юно­сти Ири­на по­ня­ла су­ет­ность язы­че­ства и уве­ро­ва­ла во Хри­ста. Со­глас­но пре­да­нию, ее кре­стил апо­стол Ти­мо­фей, уче­ник апо­сто­ла Пав­ла. Же­лая по­свя­тить свою жизнь Бо­гу, свя­тая Ири­на от­ка­за­лась от за­му­же­ства.
По­зна­вая все глуб­же хри­сти­ан­скую ве­ру, свя­тая Ири­на ста­ла убеж­дать и ро­ди­те­лей стать хри­сти­а­на­ми. Ли­ки­ний, отец Ири­ны, сна­ча­ла бла­го­склон­но вни­мав­ший ее сло­вам, по­том воз­не­го­до­вал на нее, и ко­гда она от­ка­за­лась по­кло­нить­ся идо­лам, бро­сил ее под но­ги ди­ким ло­ша­дям. Не кос­нув­шись му­че­ни­цы, ло­ша­ди бро­си­лись на Ли­ки­ния и за­да­ви­ли его до смер­ти. Ко­гда по мо­лит­ве свя­той он воз­вра­щен был к жиз­ни, то уве­ро­вал во Хри­ста сам и все его се­мей­ство, а с ним уве­ро­ва­ло 3 000 че­ло­век.
По­сле это­го свя­тая Ири­на ста­ла сме­ло про­по­ве­до­вать Хри­ста сре­ди жи­те­лей Ма­ке­до­нии, за что мно­го раз под­вер­га­лась уни­же­ни­ям и стра­да­ни­ям. По при­ка­за­нию пра­ви­те­ля Се­де­кии свя­тую Ири­ну то бро­са­ли в ров со зме­я­ми, то ста­ра­лись рас­пи­лить пи­лой, то при­вя­зы­ва­ли к мель­нич­но­му ко­ле­су. Му­че­ния Ири­ны со­про­вож­да­лись чу­дес­ны­ми зна­ме­ни­я­ми, при­вле­кав­ши­ми мно­гих к ве­ре во Хри­ста. Так, змеи не до­тра­ги­ва­лись до му­че­ни­цы, пи­лы не вре­ди­ли ее те­лу, ко­ле­со мель­нич­ное не вер­те­лось. Сам му­чи­тель Ва­во­дон уве­ро­вал во Хри­ста и кре­стил­ся. Все­го же Ири­ной об­ра­ще­но бы­ло бо­лее 10 000 языч­ни­ков. Ко­гда Гос­подь ука­зал Ирине день ее кон­чи­ны, она уда­ли­лась в од­ну гор­ную пе­ще­ру око­ло го­ро­да Ефе­са, вход ко­то­рой по ее прось­бе, был за­ва­лен кам­ня­ми. На чет­вер­тый день ее зна­ко­мые вер­ну­лись к пе­ще­ре и, от­крыв ее, не на­шли в ней те­ла свя­той Ири­ны. Все по­ня­ли, что она бы­ла взя­та Гос­по­дом на Небо. Па­мять свя­той Ири­ны очень чти­лась в древ­ней Ви­зан­тии.

Тропарь, глас 4

Днесь пpитеце́м ве́pнии/ к Боже́ственному и pечу́дному о́бpазу Пpесвяты́я Богома́теpи,/ напоя́ющей ве́pных сеpдца́/ небе́сною Неупива́емою Ча́шею Своего́ милосе́pдия/ и лю́дем ве́pным чудеса́ показу́ющей./ Я́же мы ви́дяще и слы́шаще духо́вно пpа́зднуем и те́пле вопие́м:/ Влады́чице пpеми́лостивая,/ исцели́ на́ша неду́ги и стpа́сти/ моля́щи Cы́на Твоего́ Хpиста́ Бо́га на́шего// спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 6

Бысть чре́во Твое́ свята́я Трапе́за, иму́щая Небе́снаго Хле́ба, Христа́ Бо́га на́шего, от Него́же всяк яды́й не умира́ет, я́коже рече́ всех, Богороди́тельнице, Пита́тель.

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неупи­ва­е­мая Ча­ша» по ико­но­гра­фии от­но­сит­ся к ти­пу «Оран­та» – Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на с воз­де­ты­ми вверх ру­ка­ми, пе­ред Ней – Бо­гом­ла­де­нец, сто­я­щий в ча­ше. Это Ча­ша При­ча­ще­ния – неис­то­щи­мый ис­точ­ник ду­хов­ной ра­до­сти и уте­ше­ния. Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца мо­лит­ся за всех греш­ных и воз­ве­ща­ет, что каж­до­му страж­ду­ще­му уго­то­ва­на Неупи­ва­е­мая Ча­ша небес­ной по­мо­щи и ми­ло­сер­дия.
По­яв­ле­нию этой ико­ны пред­ше­ство­ва­ло необыч­ное про­ис­ше­ствие, про­изо­шед­шее в 1878 го­ду в Туль­ской гу­бер­нии. Некий от­став­ной сол­дат был одер­жим стра­стью к пьян­ству. Он про­пи­вал все, что у него бы­ло, и вско­ре стал ни­щен­ство­вать. От зло­упо­треб­ле­ния ал­ко­го­лем у него от­ня­лись но­ги, но это не оста­но­ви­ло его и он про­дол­жал пить. Как-то во сне быв­ший сол­дат уви­дел стар­ца, ко­то­рый при­ка­зал ему ид­ти в го­род Сер­пу­хов в мо­на­стырь Вла­ды­чи­цы Бо­го­ро­ди­цы, где на­хо­ди­лась ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неупи­ва­е­мая Ча­ша», и от­слу­жить пе­ред ней мо­ле­бен. Не имея ни гро­ша, с от­няв­ши­ми­ся но­га­ми, кре­стья­нин не мог от­пра­вить­ся в путь. Но свя­той ста­рец во вто­рой и тре­тий раз явил­ся ему и гроз­но по­ве­лел ис­пол­нить ска­зан­ное. На чет­ве­рень­ках от­пра­вил­ся от­став­ной сол­дат в Сер­пу­хов. В од­ном из се­ле­ний, ко­то­рые ле­жа­ли на пу­ти, он оста­но­вил­ся для от­ды­ха. Чтобы об­лег­чить боль и стра­да­ния пут­ни­ку, ста­руш­ка-хо­зяй­ка рас­тер­ла ему но­ги и уло­жи­ла на печь. На сле­ду­ю­щий день сол­да­ту по­лег­ча­ло, но хо­зяй­ка оста­ви­ла его еще на од­ну ночь, сно­ва рас­те­рев ему боль­ные но­ги. Опи­ра­ясь на две, а по­том и на од­ну пал­ку, кре­стья­нин по­ти­хонь­ку до­шел до Сер­пу­хо­ва.
Во Вла­дыч­нем мо­на­сты­ре он рас­ска­зал о сво­их див­ных сно­ви­де­ни­ях и по­про­сил от­слу­жить мо­ле­бен пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неупи­ва­е­мая Ча­ша». Но его прось­ба при­ве­ла в за­ме­ша­тель­ство на­сель­ниц мо­на­сты­ря: ни­кто в оби­те­ли не знал та­кой ико­ны. Лишь через неко­то­рое вре­мя они на­шли икон­ку, ви­сев­шую в про­хо­де из хра­ма в риз­ни­цу. На обо­рот­ной сто­роне ее бы­ла над­пись «Неупи­ва­е­мая Ча­ша»… В ли­ке же уче­ни­ка свя­ти­те­ля Алек­сия – пре­по­доб­но­го Вар­ла­а­ма – кре­стья­нин сра­зу же узнал явив­ше­го­ся ему во сне свя­то­го стар­ца. До­мой из Сер­пу­хо­ва от­став­ной сол­дат воз­вра­тил­ся уже сво­бод­ным от сво­ей па­губ­ной стра­сти.
Весть о чу­до­твор­ной иконе быст­ро рас­про­стра­ни­лась по всей Рос­сии. Лю­ди, стра­дав­шие от пьян­ства, их род­ные и близ­кие спе­ши­ли воз­не­сти мо­лит­вы к Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це об ис­це­ле­нии от неду­га, мно­гие при­хо­ди­ли уже по­сле, чтобы воз­бла­го­да­рить Вла­ды­чи­цу за Ее ве­ли­кую ми­лость.

В кон­це XX ве­ка, по­сле вос­ста­нов­ле­ния по­чи­та­ния ико­ны «Неупи­ва­е­мая Ча­ша», ее празд­но­ва­ние бы­ло при­уро­че­но ко дню пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Вар­ла­а­ма Сер­пу­хов­ско­го – 5/18 мая, так как яв­ле­ние чу­до­твор­ной ико­ны про­изо­шло через пред­ста­тель­ство это­го свя­то­го. В 1997 го­ду по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Алек­сия II бы­ло уста­нов­ле­но со­вер­шать об­ще­цер­ков­ное празд­но­ва­ние иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неупи­ва­е­мая Ча­ша» 5/18 мая.