Главная » Приходская жизнь » Неделя 10-я по Пятидесятнице. Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея

Неделя 10-я по Пятидесятнице. Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, 10-я неделя по Пятидесятнице. Святая Церковь предлагает нам для назидания отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 17:14-23), который следует сразу за рассказом о Преображении Господа нашего Иисуса Христа на горе Фавор (Мф. 17:1-13).
После созерцания Божественной Славы и Света Господь низводит Своих учеников с горы в долину – на борьбу с демонами. Там они встречают человека, который просит их исцелить его бесноватого сына.
Чему учит нас эта история? Когда мы получаем какую-то духовную радость – от домашней молитвы или от богослужения в храме, то не должны просто услаждаться этой радостью. Мы должны понимать, что нас тоже могут искушать бесы, и нам нужны силы и разумение, чтобы отражать эти искушения и чтобы мы могли свидетельствовать о том, что мы получили от Господа, свидетельствовать о Нем, об Истине. Господь говорит: «Я есмь путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14:6). Это очень важно.
Мы получаем духовную радость, духовные дары по милости Божией. Но часто эти дары оказываются замкнутыми в нас самих, они теряются в наших несовершенствах. Что-то мы недопоняли, что-то пропустили, а когда приходит какое-то искушение, мы не знаем, как с ним бороться. Здесь же указано средство, которое необходимо для борьбы со злом.
Когда ученики спросили Спасителя, почему они не смогли помочь бесноватому (ведь к ним в первую очередь обращался его отец), Господь, прежде всего, указал на то, что для этого им не хватало веры. Недостаток веры – это состояние для человека всегда ущербное. Каким бы он ни был хорошим, образованным, воспитанным, но, если у него нет веры, он не может делать дела Божии. Он может жить и поступать правильно, не нанося никому ущерба и вреда. Но он не может делать дела Божии. Важно, чтобы мы понимали: без веры Богу угодить невозможно.
Господь также указывает на средство борьбы с искушениями и маловерием – пост и молитва, которые должны быть неразлучны. Как можно бороться со злом постом и молитвой? Пост – это, прежде всего, воздержание. В воздержании, по замечанию святителя Иоанна Златоуста, душа становится легче, поэтому молитва уже не отягчается никакими привычками страстными, ничем, что человек сам на себя наводит самоугождением. Воздержанному человеку молиться легче, и эта молитва чище, поэтому такие доступные средства даются нам. Не какие-то невыполнимые задания, а доступные каждому человеку, желающему спасения, понимающему, что борьба совершается. Даже если человек отказывается от всего, даже от самого себя, все равно его касаются и светлая сторона жизни, и сторона зла. Только одни люди это видят и различают, а есть те, которые живут, как в потемках.
Будем держаться средств борьбы со злом, которые нам указал Сам Спаситель, не только во время поста, а, по возможности, всегда и учиться ими пользоваться, чтобы получить настоящее утешение и радость от поста и молитвы и чтобы не просто словесно, что тоже важно, а самой своей жизнью свидетельствовать об Истине, Которая и есть наш Господь и Спаситель. Аминь.

***

Первое послание святого апостола Павла к Коринфянам (глава 4, стихи 9 — 16)

[Зач. 131.] Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

Евангелие от Матфея (глава 17, стихи 14 — 23)

[Зач. 72.] Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.