Главная » Приходская жизнь » Воскресная проповедь настоятеля нашего храма протоиерея Михаила Подолея

Воскресная проповедь настоятеля нашего храма протоиерея Михаила Подолея

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, в 11-ю Неделя по Пятидесятнице в Евангельском чтении (Мф. 18:23 — 35) затрагивается очень важная тема нашей жизни, наших взаимоотношений друг с другом, потому что мы должны являть эти отношения как ученики Господа. Всегда ли это бывает так?
Самый сложный вопрос – о прощении. Решение его мы находим в притче о немилосердном заимодавце, которую предлагает Господь своим ученикам. Царь захотел посчитаться со своими рабами и вызвал к себе того, который был должен ему очень много. Но раб, так как не имел, чем отдать, умолил своего господина потерпеть еще. Господин простил ему долг и отпустил (Мф. 18:23 – 27). Но когда прощеный раб, выйдя от господина, встретил своего должника, то напал на него и самым жестоким образом стал требовать немедленного возврата долга (мф. 18:28). Когда доложили об этом царю, тот строго наказал этого немилосердного заимодавца (Мф. 18:31 – 34).
Господь этой притчей говорит нам, что и мы будем так же наказаны, если мы не будем прощать нашим должникам от всего сердца (Мф. 18:35). Господь так поступит с нами не потому, что Он жесток и немилосерден, а потому что человек очень уверенно упорствует в неправильном поведении, искажает и извращает то, что Богом заложено, хочет по-своему делать, не готов следовать за Господом.
Человека часто искушает вопрос о том, сколько можно терпеть, сколько можно прощать и вообще как с этим грузом можно жить? Несколькими строками выше мы можем найти ответ. Вообще там интересно сказано о том, что мы должны приобретать любого грешника увещанием. Так и сказано, что сначала сам обличи, потом при свидетелях, потом церкви скажи. Если и это не подействует, человек продолжает настаивать на своем, «то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15 — 17), потому что он не слушается не только одного человека или двух — трех, но не слушается и Церкви.
Господь напоминает ученикам, что им будет дана власть вязать и разрешать, прощать и не прощать. «Истинно также говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).
Говорит Господь и о силе молитвы, о присутствии Божием в единодушии и единомыслии молящихся людей. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:19 — 20). Но надо бояться быть неуслышанными Богом и не получить просимое. Этому может препятствовать только разлад, отсутствие единодушия. Тогда нет Господа в этом предприятии, в этом действии. Бывает так, что много людей собирается невесть для чего. Но там нет Господа. А если люди собираются во имя Господа, как сказано в Евангелии, то Господь находится среди них, слышит их, помогает им.
Еще я хочу сказать о вопрошании Петра. Возможно, следуя традиционной казуистике, Петр, когда понимает, что он должен будет прощать и разрешать грехи людей, вопрошает Господа о том, сколько раз, до какого предела (Мф. 18:21). Наверное, Петр почувствовал ответственность и то, что от него будет много зависеть. Мы тоже должны чувствовать эту ответственность, потому что от каждого из нас тоже многое зависит. Иногда даже судьба человека зависит от одного нашего слова.
Так сколько же раз прощать? Петр спрашивает, до семи ли раз (Мф. 18:21). Были, вероятно, предпосылки, чтобы Петр думал так. Есть же какие-то предписания в иудаизме, говорящие именно об этом. Господь же отвечает: «Не говорю тебе до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:22). То есть, бесконечно. Нет пределов и границ милосердию и прощению. Вот что открывает Господь Петру. Но Он открывает это и нам с вами. Если мы столкнулись с этой первой трудностью, нам дан ответ, сколько раз прощать.
Вторая трудность – что и кому прощать. Кто может удостоиться нашего прощения. Конечно, близких мы легко прощаем. Особенно легко родители прощают своих детей, даже в тех случаях, когда надо было бы поступить построже. Но родители любят своих детей, у них болит сердце, им не хочется еще новых проблем, поэтому говорят, что они их прощают. На самом деле так старшее поколение часто просто уходит от решения важных вопросов. Легко простить того, кто тебе нужен, от кого зависишь. Это прощение может быть показным, может быть и настоящим. А если речь идет о врагах, о тех, кто причинил тебе зло? Здесь, конечно, уже сложно. Но и на этот вопрос мы отвечаем тем, что мы знаем из Священного Писания. Нужно прощать всем, потому что это условие, которое нам дает прощение от Господа (Мф. 18:35). Хотим ли мы остаться даже в самых высоких и красивых заблуждениях и при этом быть осужденными? Конечно, нет.
Нам всегда нужно мерило всему, всем переживаниям, всем сомнениям и трудностям на нашем пути. И таким мерилом должен быть Сам Господь. Мы не можем и не должны участвовать ни в каких делах тьмы и зла, что бы от нас кто не требовал. Но мы должны прощать во имя Господа, если это касается лично нас. Мы не участвуем, мы не идем на поводу у кого бы то ни было, в каких бы то ни было делах. Но мы можем во имя Господа и с призыванием имени Господа простить человека и это прощение очищает путь и для нас в Царствие Небесное и часто облегчает путь покаяния и тому, кто действительно в этом нуждается очень сильно. Вот что надо нам с вами понимать и чем жить ради Царства Небесного. Аминь.