Главная » Приходская жизнь » Проповедь настоятеля нашего храма протоиерея Михаила Подолея в Неделю 13-ю по Пятидесятнице

Проповедь настоятеля нашего храма протоиерея Михаила Подолея в Неделю 13-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

По благословению нашего священноначалия, дорогие братья и сестры, в Церкви в первое воскресенье сентября к богослужению присоединяется особая молитва, которая называется Молебное пение о сохранении творения Божия. Тема сегодняшнего рядового Евангельского чтения в 13-ю Неделю по Пятидесятнице (Мф. 21:33 — 42) очень близка теме этого молебна.

На первый взгляд они не имеют ничего общего. В Евангелии говорится о духовной слепоте вождей Израиля. А в молебне мы просим о сохранении тварного мира, который дан во владении человеку для того, чтобы он хранил и возделывал этот мир. Но на самом деле связь между Евангельским чтением и молебном есть. В притче о злых виноградарях хозяин виноградника трактуется Церковью как Сам Господь Бог. Виноградник – это народ Божий. Виноградари – вожди израильские, которые должны были руководить своим народом, помогать людям идти к Богу. Сын хозяина – Сын Божий, Мессия, Которого, как точно говорится в притче, не просто убили, а еще вывели за город, чтобы не осквернить город, и там предали смерти, как страшного преступника. Именно так было с Сыном Божиим. Голгофа находилась за вратами, за стенами Иерусалима. Это сейчас она уже оказалась в черте города, а во времена Спасителя была за его пределами.

Мы должны бояться оказаться бесплодными делателями в винограднике. Каждому есть место служения на земле, на которое поставил нас Господь. И будет время, когда Он потребует отчет. Хозяин виноградника отправляет к делателям посланников. Под ними следует понимать пророков, апостолов, проповедников. Но вместо того, чтобы собрать и отдать выращенные ими плоды, делатели убивают посланников. То есть, они категорически не хотят, не готовы отчитываться перед хозяином виноградника. В житейской ситуации человеку иногда удается избежать ответственности. Но так не бывает у Бога. Жизнь человека должна всегда приносить плоды.

Что общего между этой притчей и молебном о сохранении творения Божия? Мы ответственны за все то, что нам Богом доверено на земле. Через праведную жизнь возможно вкусить благ земных, а потом и благ духовных – спасения. Не будет одного, не будет и другого, поэтому эта тема соприкасается с нашей жизнью. Мы должны хранить то, что Бог сотворил, относиться благоговейно и трепетно ко всему, что Бог доверил нам. Еще в раю Богом было предусмотрено, что человек, прикасаясь к земному, прикасаясь к тому, что он видит, возделывает его, а не просто созерцает, как философ. Человек должен был хранить и возделывать рай, при этом совершенствовать себя не только физически – через труд, но и познавать Бога. Если человек не может хранить землю, не может видеть во всем, что на земле существует, руку Творца, как он может достигнуть духовного блага, как он может достигнуть встречи с Богом?! Поэтому эта связь очевидна.

Хотелось, чтобы мы на всех уровнях были ответственны в нашей жизни и в земном делании. Еще мы должны научиться приукрашать наше земное существование, а не просто алчно потреблять природные ресурсы, красоту мира. Если смотреть на все творение Божие чистыми глазами, то увидим то, о чем говорил псалмопевец: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2). Все, что мы видим на земле, что нам доступно на небе, говорит нам о Творце Боге. Вместо того, чтобы разумно пользоваться всем этим, радоваться и прославлять Творца, человек подминает под себя все на пути алчности, жадности, безбожия. Ему кажется, что таким образом он движет прогресс, улучшает свое земное существование. И таким отношением к творению Божию, в конечном итоге, человек наносит вред самому себе, потому что мир может погибнуть от рук самого человека.

В молитве о сохранения творения Божия упоминались страшные катастрофы древности – Всемирный потоп, очищение Содома. Но над всем в этих молитвах мы видим милость Божию и пришествие в мир Сына Божия с Его искупительным подвигом, которым освящается все, все приобретает смысл, во всем можно увидеть Божию красоту.

Вот как нам важно, дорогие братья и сестры, понимать все это правильно. Все начинается с малого – с поведения, с воспитания. С самого начала, с самого рождения надо внушать человеку: то, что мы имеем, это дар Божий, все это нам дано для радости, для того, чтобы мы совершенствовались, чтобы мы приближались к Богу, а пока живем на земле, умели радоваться тому, что Господь нам дал для нашего блага. Аминь.