Главная » Приходская жизнь » Слово настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея после Всенощного бдения в канун дня, когда Церковь вспоминает скорбное событие — Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Слово настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея после Всенощного бдения в канун дня, когда Церковь вспоминает скорбное событие — Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Слово настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея:

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — это скорбное событие сегодня Церковь вспоминает. В церковном календаре есть и другие памятные дни, праздничные, посвященные Пророку, Предтечи и Крестителю Господню Иоанну, которые проходят в радости — рождение Иоанна Крестителя, и все события, связанные с его жизнью, с его служением, это и Крещение Господне.

Сегодняшний день выделяется особым образом. Эта скорбь налагает вообще на всю жизнь Церкви особый оттенок. Чему нас учит? Не тому, чтобы мы просто знали нечестие женщины, которая лукаво поступила по отношению и к своей дочери, и к Ироду, изрекла такую страшную просьбу по отношению к Иоанну Крестителю. Много было и есть скверны в этом мире, и все мы тоже нечисты, тоже в скверне пребываем, в грехах. Господь очищает эту скверну через покаяние людей. Но что погибельно для души человека? Стать врагом Христовым. Вот это гибель человека. В этой истории выделяется сожительство Ирода с Иродиадой, женой Филиппа, его брата. Но особым образом один момент ставится на вид. Клятва Ирода (Мф. 14:7; Мк. 6:23). Такое мы слышим: нельзя нарушать клятву, слово.

Но есть клятва, которую надо нарушать: если ты ошибся, споткнулся, обманул себя по отношению к Богу, ты обязательно измени это свое обещание. В богослужебных текстах есть такие достаточно странные слова: лучше бы ты солгал, но сохранил жизнь, чем ты исполнил то, что обещал, и этим ты свою жизнь погубил. Именно такой смысл этих слов. Все, что касается неразумного, обманчивого, в первую очередь, по отношению к самому себе, потому что этим и искажается отношение человека к Богу, нужно точно менять, то есть нельзя упорствовать в грехах, нельзя упорствовать в заблуждениях. Мы, конечно, понимаем, что Господь всякого, из всякой скверны человека изымает и поставляет на то место, где уже нет скверны, где уже нет нечистоты, ставит его на такое место, где все чисто, где благоухает, где человек действительно может понять и почувствовать эту разницу. Но для этого нужно покаяние человека. Вот такое событие, которое для нас имеет непреходящее значение, и вообще в жизни нашей церковной. Без этого дня, без этого скорбного дня, в который вспоминается Усекновение главы Иоанна Крестителя, не было бы такого осознания правдивости, чистоты и истины, против которой выступает вся нечистота, неправда и ложь, искажение самой истины. Пусть этот день будет для нас ограждением и спасительным в нашей жизни.

***

О му­че­ни­че­ской кон­чи­не Пророка, Пред­те­чи и Крестителя Гос­под­ня Иоанна по­вест­ву­ется в Святом Еван­ге­лии: (Мф.14:1-12), (Мк.6:14-29).

Тропарь, глас 2

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся еси́ вои́стинну и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину пострада́в, ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га, я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех ми́ра// и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 5

Предте́чево сла́вное усекнове́ние/ смотре́ние бысть не́кое Боже́ственное,/ да и су́щим во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие./ Да рыда́ет у́бо Ироди́я,/ беззако́нное уби́йство испроси́вши:/ не зако́н бо Бо́жий, ни живы́й век возлюби́,// но притво́рный, привре́менный.

Величание

Велича́ем тя,/ Крести́телю Спа́сов Иоа́нне,/ и почита́ем вси/ честны́я твоея́ главы́// усекнове́ние.