Главная » Приходская жизнь » Проповедь настоятеля нашего храма протоиерея Михаила Подолея в Неделю 18-ю по Пятидесятнице

Проповедь настоятеля нашего храма протоиерея Михаила Подолея в Неделю 18-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, 18-я Неделя по Пятидесятнице. Мы слышали из Священного Писания (Лк. 5:1-11) о том, что я уже говорил вам на исповеди. Когда Симон, по слову Спасителя, закинул сеть там, где они трудились всю ночь и ничего не поймали, улов был столь велик, что порвались сети. Господь на Тивериадском озере показал ученикам на очень доступном и понятном для них примере, так как они были рыбаками, Свою силу Божественную, показал, что Он может давать все необходимое человеку, все, что человеку полезно и возможно.

Хочу обратить ваше внимание на Апостольское чтение (2Кор. 9:6-11), которое начинается словами: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог».

Речь здесь идет о милостыни, о том, что мы призваны делать в своей жизни: отдавать какую-то часть нашего материального достатка нуждающимся. Материальные блага, которыми мы должны делиться, на самом деле не наши, они могут быть даны нам Богом, а мы можем ими лишь пользоваться. И главным образом мы должны употребить их на то, чтобы приобретать блага духовные.

Исторический контекст этого послания таков: апостол Павел собирал милостыню в помощь Иерусалимской церкви. Он был очень доволен поведением Македонской церкви, которая откликнулась очень горячо на его призыв. Апостол приходит к Коринфянам и надеется, что они тоже покажут себя с лучшей стороны. Он возлагает на них надежду, потому что уверен в них. Мы знаем, к сожалению, даже когда люди договариваются о чем-то точно, они быстро меняют свои решения. Нет надежности и уверенности в людях, потому что все изменчиво. Апостол Павел делает такой шаг: он говорит Коринфянам, что он на них надеется, им доверяет и на них полагается. Он уверен, что они поступят так же красиво, как поступили христиане Македонской церкви.

Конечно, очень важно быть уверенным, когда что-то говоришь или что-то поручаешь человеку или идешь на какую-то встречу и знаешь, какие там будут люди, и ты в них уверен. Уверен, что все вопросы будут решены самым красивым способом. Никто не откажется от своих слов, никто не скажет, что он не понял или не знал.

Еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что мы не от себя что-то даем нуждающимся в нашей помощи. Все это дает нам Бог в наше распоряжение, чтобы мы могли отдавать от избытка, а не только последнее, что у нас есть. Это сугубый подвиг, когда человек отдает, все что имеет. Но здесь говорится о более простом – отдавать избыток. Только надо быть внимательным и понимать, чем ты можешь поделиться, что тебе не нужно, не впрок, не в запас, не со страхом, что самому ничего не останется, а просто рассуждать чисто.

Не менее важная тема воздаяния за такое расположение сердца. Действительно, не всегда результат щедрости виден сразу. И это людей очень волнует. Волнует, что их молитвы как будто не услышаны. Бог как будто не отвечает на их молитвы. Но это не так, а ровно наоборот. Просто человек не доверяет Богу, где-то всеивается недоверие, поэтому он не получает просимое. И, конечно, Бог дает человеку то, что ему полезно, поэтому все строится на доверии человека Богу. Здесь ничего другого быть не может.

Мы не видим вознаграждения за щедрость и дела добра. Можем так и не дождаться его. Часто мы наблюдаем, что грешники и люди скупые живут счастливо – в земном понимании, а добрые и щедрые – в скорбях. Бывает так, что и не дождешься, чтобы показать: вот человек – праведный. Пусть бы у него было такое счастье, чтобы все ему завидовали и хотели быть похожими на него. Так может не быть и так часто не бывает. Но здесь важно, что такого человека помнит Сам Бог. И Бог не останется в долгу и воздаст награду каждому, кто по любви к Нему творит дела милосердия и добра. Аминь.