Главная » Приходская жизнь » Празднование памяти святых мучеников Сергия и Вакха (290 – 303)

Празднование памяти святых мучеников Сергия и Вакха (290 – 303)

Святые мученики Сергий и Вакх были первыми сановниками при дворе императора Максимиана, который любил их за мудрость в совете и храбрость в боях. Желал ли кто испросить что-нибудь от царя, то обращался к ходатайству Сергия и Вакха, как людей самых близких к царю, и был им от всех великий почет. Сами же Сергий и Вакх мало дорожили величием своими при дворе и думали лишь о том, как бы угодить Богу, потому что были втайне христиане.

В то время было жестокое гонение на веру. Максимиан употреблял все средства, чтобы уничтожить ее. И вот слышит он, что любимые сановники его христиане. Он сначала не поверил, думая, что завистники желают погубить любимцев его, но вскоре убедился, что ему сказали правду.

Настал день какого-то языческого празднества. Царь отправился в капище для жертвоприношения, за ним шли его вельможи и военачальники, но царь заметил, что Сергий и Вакх не пошли в капище. Он велел их призвать, а если не захотят идти, то силою привести их. Сергий и Вакх стояли вне капища и молили Бога, чтобы Он просветил неверующих и явил им славу Свою. Схватили их и повели к царю, который повелел совершить обряд в честь богов.

– Не можем мы исполнить воли твоей, государь, – отвечали они, – не можем поклониться бездушным идолам, когда почитаем Бога Небесного, сотворившего мир.

Затем они стали увещевать самого царя обратиться к Богу. Но царь не захотел и слушать их, а воспылал страшным гневом, приказал снять с них знаки их высокого звания, воинские поясы и перстни и, надев на них женские платья, водить их по городу на смех и поругание всему народу Царь надеялся, что сановники, привыкшие к почету, не захотят стерпеть такого позора и отрекутся от веры своей. Но он ошибся – Сергий и Вакх сочли не позором, а славой и честью терпеть поношения за имя Христа Спасителя и остались тверды в вере.

Однако царь жалел о любимцах своих, он призвал их и стал ласково убеждать их. “Друзья мои верные и любезные, – говорил он им, – как решились вы оскорбить великих богов, огорчить меня и на самих себя навлечь такое бесчестие? Вы знаете, как я люблю вас, но мог ли я стерпеть поругание над великими богами? Мне не хочется предать вас казни, и я умоляю вас, отстаньте от этого Плотничьего Сына, Которого евреи распяли как злодея, не прельщайтесь христианскими баснями, но обратитесь к великим богам нашим. Тогда получите от меня еще более милостей, чем доселе”.

Но все слова и обещания царя были тщетны. Одушевленные любовью и верой, умудряемые Духом Святым, христиане, напротив, с великой силой доказывали царю суетность идолопоклонства и исповедовали Божество Христа, Царя и Спасителя мира. Тогда Максимиан в ужасном гневе повелел отправить их к одному из восточных правителей, Антиоху, известному жестокостью своей и ненавистью к христианам. В письме царь повелевал Антиоху употребить все меры, чтобы склонить Сергия и Вакха к отречению от веры, а в случае неуспеха предать их смертной казни.

Во время пути христиане постоянно молили Господа о помощи, и вот однажды, когда остановились для ночлега, Бог укрепил и обрадовал их чудным явлением. Комната их внезапно озарилась необычайным светом, и Ангел, явившись им, сказал: “Дерзайте, рабы Христовы, и боритесь как добрые воины; вы победите и получите от Христа небесные венцы. Он не отступит от вас во время страданий ваших и подаст вам помощь и силу”. Это чудное видение исполнило сердца христиан неизреченной радостью, и они бодро продолжали путь, славя Господа в молитве и псалмопении.

Удивился Антиох, когда привели к нему как подсудимых царских вельмож. которых он знавал в такой силе при дворе  и от которых сам получал милости. Узнав в чем дело, он стал умолять их, чтобы они согласились отречься от веры Христовой, представляя им ужас и позор казни, но они отвечали ему: “Слова твои напрасны, честь и бесчестие мира сего, жизнь и смерть – все это ничто для того, кто ждет жизни небесной. Христос есть Жизнь наша, и смерть за Него для нас приобретение”.

Тогда Антиох велел заключить Сергия в темницу, а Вакха нещадно били до тех пор, пока он не предал душу Богу. Правитель велел бросить тело его на съедение хищным зверям, но христиане тайно похоронили его в пещере, где сами укрывались от гонения.

В темнице святого Сергия скорбел о разлуке с другом, но в ту же ночь Вакх явился ему в одежде светлой, с лицом, сияющим небесной радостью, и, возвестив ему, что уже перешел в вечную блаженную жизнь, укрепил его на предстоящий подвиг. Сергий стал радостно ожидать казни. На следующий день он опять исповедал веру свою перед Антиохом, старался обратить к истине злочестивого правителя и мужественно выдержал жестокие истязания. Антиоху надо было ехать в другой город области своей, и он повел за собою Сергия, обутого в железные сапоги с острыми гвоздями, которые при каждом шаге вонзались в ноги его, но мученик, весь занятый небесным, укрепляемый верою в Бога, шел, как бы не чувствуя боли, и воспевал псалом: Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою: И возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя (Пс. 39, 1 – 3).

По окончании пути Антиох велел заключить святого Сергия в темницу. Там ночью Ангел исцелил его от ран, и на другой день мученик явился к допросу здрав и невредим. Но это чудо не отверзло сердце правителя к уразумению силы Божией. Он подверг Сергия новым жестоким истязаниям и наконец осудил на казнь. Сергий испросил время на краткую молитву и, услышав с неба голос, призывающий его к Господу, радостно склонил голову свою под меч палача.

Тропарь, глас 5

Удобре́ние Христо́вых страстоте́рпец/ и о́чи Христо́вы Це́ркве,/ о́чи просвети́те душ на́ших,/ Се́ргие многострада́льне и Ва́кше пресла́вне:/ моли́теся ко Го́споду,/ я́ко да убежи́м тьмы грехо́вныя/ и Све́та яви́мся о́бщницы невече́рняго// моли́твами ва́шими, святи́и.

Кондак, глас 2

Ра́зум на враги́ му́жески вооружи́вше,/ всю тех лесть разруши́сте,/ и побе́ду свы́ше прии́мше, му́ченицы всехва́льнии,/ единомы́сленно вопию́ще:// добро́ и красно́ е́же бы́ти с Бо́гом.