Главная » Приходская жизнь » Неделя 34-я по Пятидесятнице. Святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских. Проповедь настоятеля храма — протоиерея Михаила Подолея.

Неделя 34-я по Пятидесятнице. Святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских. Проповедь настоятеля храма — протоиерея Михаила Подолея.

Во имя Отца и Сына и Святаго духа!

Милостию Божией, дорогие братья и сестры, мы сегодня собрались во святом храме в воскресный день, чтобы обновить свои духовные силы, оставив свои обычные дела. Мы приходим во святой храм, чтобы восполнить то, что теряется так или иначе в течение недели. Нам необходим этот день для нашего духовного здоровья.

Вот и в сегодняшний день мы с вами слышали в послании св. апостола Павла к Колоссянам (258 зач., III, 12-16), как мы должны доказывать и свидетельствовать правоту: делами во Славу Божию и правильными словами наставляя друг друга псалмами, словословием и песнопениями духовными. Все то, что даёт нам Церковь.

Рядовое Евангелие (отрывок из Евангелия от Луки, 91 зач., XVIII, 18-27) сегодня напоминает нам о том, что мы должны задаваться самым важным вопросом в своей жизни. О чем бы мы не мечтали, что бы мы не вопрошали, какие бы задачи перед собой не ставили, но если у нас не будет вот этого вопроса, с которым человек обратился к Иисусу Христу: «Что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк., 91 зач., XVIII, 18-27), то никакие другие вопросы не будут иметь никакого значения для нашей жизни. И здесь нас Господь Бог поучает ответом этому человеку. Человек был неслучайный. О многом из того, что он имел, большинству из нас можно только мечтать. И здесь есть один момент: перед тем, как он свидетельствует о том, что он не случайный, что он знает, что нужно делать для правильной жизни, он обращается к Иисусу Христу: «Учителю Благой…». И ответ Господа, с одной стороны, мы можем не понимать… «Никто не благ, токмо один Бог!» — Господь отвечает ему. Но он же сам – Бог! Истинный Бог и истинный человек – Богочеловек Иисус Христос! И это очень важное исповедование. По-другому мы не можем себе представить. Кирилл Александрийский (мы о нем еще сегодня вспомним), он об этом много позаботился! Афанасий Великий, которого мы сегодня память совершаем, он также об этом заботился. Чтобы вероучение – Христология – учение о Боговоплощении – все было правильно изложено. Нельзя домысливать ничего! За это шла борьба в течение многих столетий в церкви. То, что мы сейчас можем Символ Веры петь так достаточно легкомысленно (иногда даже прочитать не можем окончания правильно, читаем их как нам нравится). Надо внимательно читать! И все окончания в Символе Веры в том числе.

Возвращаясь к вопрошающему, мы можем предположить, что этот человек не вполне правильно воспринимал того, к кому обращался. Может быть, он считал Его действительно учителем авторитетным, но не настолько он исповедовал Его Богочеловечество как это правильно должно быть, поэтому Господь, желая возвести его мысли к Богу, говорит: «Никто не благ, токмо один Бог!» Он желает

каждому человеку, чтобы он в своих заблуждениях не оставался. Кому что нужно – Господь всегда помогает! И что нужно сделать? «…Не прелюбодействуй, не убивай, не укради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою…» – и хорошо тебе будет. Ответ человека на это достаточно серьезный: «Всё это я сохранил от юности моей». А многим из нас об этом можно только мечтать, чтобы сохранить это от юности. Но даже если этот человек все это и сохранил – это не совершенство. В человеке всегда остается, если он не полностью принадлежит Богу, даже после исповеди, даже после изменения образа жизни (Слава Богу, что человек приходит из какой-то тьмы к свету), — всегда остается в нем какой-то недостаток, который мешает ему быть совершенным, то есть войти туда, о чем вопрошал юноша – в жизнь вечную. И вот этого человека связывало имущество материальное, богатство. Здесь большое поучение нам с вами! Как мы любим доказывать, что мы уже не такие плохие, как были вчера! Как мы любим ставить себе это на вид и другим: «Ну что ж ты меня обличаешь? Я уже не такой, как был! Что вы меня, люди, не понимаете?! Я ж уже хороший!» Но именно то, что мешает человеку войти в жизнь вечную, он оставляет часто при себе… завуалировано, скрытно, по своему самолюбию, по своему эгоизму и по многим другим причинам. И этот юноша опечален был тем, что ему надо было раздать это все и расстаться с этими связями земными полностью. И тогда открывается человеку свободный вход в жизнь вечную! Разве это для нас не поучительно? Разве не замечаем мы иногда за собой, что все вопросы решенные нами прежде, не означают еще того, что мы уже полностью принадлежим Богу. Мы все равно оставляем еще пакости, занозы в своей душе, в сердце, которые мешают нам полностью принадлежать Богу; Ему одному прилепляться, Им одним жить, ради Него одного делать все, что мы можем делать на земле. Пусть эти назидания евангельские будут вкоренены в наших сердцах, чтобы каждый раз мы понимали, что если мы что-то сделали хорошее, мы покаялись хорошо, — продолжать следить за собой: нет ли у нас каких-то препятствий, на чем мы спотыкаемся? Как это можно проверить? Это противление… Когда мы противимся послушанию, когда мы не смиряемся, когда мы не приобретаем мудрость, когда мы не учимся, когда мы не принимаем то, что Господь нам говорит. На этом себя надо проверять! Значит, мы еще связаны. Пусть это научение Евангельское глубоко корениться в наших сердцах для того, чтобы мы жили действительно не напрасно, чтобы мы наследовали жизнь вечную. И иссправшивали в молитвах наших у Господа также, как этот человек: «Господи, что мне еще нужно сделать, чтобы я наследовал жизнь вечную?»

Святители Кирилл Александрийский и Афанасий Великий изображены у нас в алтаре в росписи. Участники Первого и Третьего Вселенского собора. Соответственно, Афанасий Великий, еще будучи дьяконом, участвовал на Первом Вселенском соборе, где осуждалась ересь Ария. А Кирилл Александрийский даже председательствовал на Третьем Вселенском соборе в Эфесе, где была осуждена ересь несторианства. Это было такое страшное заблуждение! Начиналось оно невинно, но дошло до того, что этот человек не мог произнести слово Богородица! А только – Христородица…, т.е. что Она родила человека как плоть… А мы с вами

говорили, что любой термин, любая терминология богословская очень важна! За это люди столетиями страдали! Такие как Афанасий Великий, Кирилл Александрийский. Если мы возьмем их жизни, то это нечто необъятное, что-то непостижимое уму. Афанасий Великий составил чудное житие другого великого мужа церкви преподобного Антония, которому мы вчера совершали память. Они жили в одно время. Афанасий чуть дольше, и он поэтому сумел написать житие преподобного Антония Великого. И все славные их дела, которыми они прославили Господа, которыми они утвердили веру церковную, благочестие церковное пусть послужит и нам с вами, дорогие братья и сестры, для нашего вразумления и спасения. Аминь!