Главная » Приходская жизнь » 7 февраля 2021 года. Неделя 35-я по Пятидесятнице. Собор новомученников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Священомученника Владимира, митрополита Киевского

7 февраля 2021 года. Неделя 35-я по Пятидесятнице. Собор новомученников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Священомученника Владимира, митрополита Киевского

Проповедь настоятеля нашего храма.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Обычно в этот день, дорогие братья и сестры, когда мы совершаем память новомучеников и исповедников Российстих Церкви Русской, я каждый раз зачитывал деяния юбилейного Архиерейского собора 2000-го года, на котором и были прославлены наши новомученики и исповедники. И сегодня мы это тоже сделаем, поскольку это имеет непреходящее значение для нашей новой истории, в которой мы участвуем с вами; это время, в которое мы жили и уже многое понимали, хотя ко многому некоторые еще возможно себя не относили. Но это наше время и наша драгоценнейшая история.

Рассуждая на тему страданий наших соотечественников в годы гонений в нашей стране, много разных мыслей приходят в голову. И, наверное, самая страшная из них – это та, которая ставит перед нами вопрос: наследниками кого мог оказаться наш народ, если бы не было Церкви, не было этих праведных мужей и жен в разном сословии, и святителей и простых людей, и Царственных особ, и монашествующих, и детей, которые засвидетельствовали правду Божию перед лицом этих страшных гонений, этой неправды и тьмы, которая надвигалась на нашу землю. Наследниками кого были бы наши люди? Убили Царя, Царскую семью, начали убивать архиереев, начиная с первого мученика митрополита Владимира Богоявленского Киевского. Убивали священников; всех тех, кто каким-то образом относился к Церкви и свидетельствовал твердость и стойкость за веру и за правду Христову. Чьими наследниками были бы люди наши, если бы не было этих Светил? Убийц… наследниками убийц: убийц Царя, убийц митрополита, мучителей патриарха Тихона. Когда приходится что-то объяснять на эту тему, всегда нужно представлять эту страшную картину. И тогда бы мы с великим благоговением и вниманием относились к каждому имени прославленному Церковью; всех тех, кого мы знаем и перечисляем в этот день и каждый раз ставим перед собой их примеры, начиная с Патриарха Тихона Всероссийского, который был бескровным мучеником. Он не пострадал мученически напрямую – он не был убит. Но очень много непонятного в обстоятельствах его смерти остается и по сей день. Прямое зверское дьявольское убийство Царской семьи. Убийство архиереев и священнослужителей, благочестивых мирян. Вот это все сделано руками убийц, руками тех, кто боролся не против плоти и крови, а тех, кто боролся против Бога, против Церкви Христовой.

Иногда у нас возникает вопрос о времени, к которому этот праздник приурочен. Он привязан к 25 января (или ближайшее воскресенье к 25-му января). В этот день был убит первый архиерей Русской Православной Церкви митрополит Владимир Богоявленский.

В этом году в январе есть еще один юбилей, казалось бы напрямую не относящийся к памяти Новомученников и Исповедников Церкви Русской – 30-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, которые были обнаружены чудесным образом в музее религии и атеизма, располагавшегося тогда в Казанском соборе. Мысленно возвращаясь в то время, я вспоминаю, как мы, семинаристы, заходили в Казанский собор с опаской, потому что знали, что на нас будут смотреть как на те же экспонаты, которые там выставлены. Дикость тогда еще все это было.

Я не знаю, где вы были в то время и чем занимались, но я вам расскажу, чем занимался я. Мы были ошарашены новостью: во-первых, что нашлись мощи и что едет святейший Патриарх в наш город, и, во-вторых, что разрешат крестный ход от Лавры к Московскому вокзалу. Первоначально мощи менее торжественно перенесли из Казанского собора в Лавру в Троицкий собор. А вот уже в Москву их провожали очень торжественно. Накануне вечером мы до последнего момента сомневались, но все учили тропарь Преподобному Серафиму: «От ю́ности Христа́ возлюби́л еси́, блаже́нне,/ и Тому́ Еди́ному рабо́тати пла́менне вожделе́в…» (Тропарь на преставление, глас 4). Потому что мы знали, что во время крестного хода невозможно будет читать по книжке. И мы за этот вечер, не веря в возможность этого события (своим глазам и ушам), чувствовали свою сопричастность к этому великому торжеству. Это еще было время Советского Союза, еще только предстояло в августе 1991 года измениться истории. Нас пустили по Невскому проспекту. Но не до Московского вокзала (все равно нас загнали в боковую улочку), чтобы мы не сильно возбудили интерес спокойно живущих граждан Ленинграда (тогда он еще так назывался), которые может быть планировали в другую сторону идти, к другой цели. А здесь появились мощи Преподобного Серафима на улице, Патриарх идет, сопровождая мощи. Второе обретение мощей Преподобного Серафима Саровского имело огромнейшее значение для возрождающейся Русской Церкви. Меня Господь сподобил в том же году провожать мощи Преподобного Серафима Саровского из Москвы в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Тогда я сталь свидетелем исполнения его пророчества. Помните где-то он говорил, что придет время, когда летом запоют Пасху. И вот когда люди (их было около пятисот тысяч по подсчетам) собрались у Елоховского Богоявленского собора, тогда он был кафедральным патриаршим собором, священнослужители, собравшиеся люди запели Пасхальный тропарь: «Христос Воскресе из мертвых…» (Тропарь, глас 5) А ведь летом Пасху не поют никогда, ни по какому году!

Еще будут исследоваться многие моменты этого периода. Но я вам сейчас это говорю для того, чтобы каждый мог покаяться, как может быть трудно пробивал свою стену безбожия; каждый знает про себя, кто как коснел, кто как не спешил, кто как закрывал уши от того, что Господь ему говорил… В этом надо каяться! А иначе как мы будем называться сродниками наших новомучеников, наших святых?! Мы ведь читаем: «Сродницы наши!..» Мы должны быть им

родными по вере! Я думаю, в исследованиях будет еще отмечен такой момент, что преподобный Серафим Саровский не относился к этому сонму новомучеников, но он духовно благославлял возрождающуюся Россию, возрождающуюся Русскую Православную Церковь после долгих гонений, не просто стоявшей на коленях, а разваленной, разрушенной почти до основания. Это выражалось в разрушенных храмах, в опустошении монастырей! И самое страшное – это выражалось в безбожных душах людей.

В продолжение нашей традиции я прочитаю из деяний юбилейного Архиерейского собора 2000-го года. В этом я вижу большую пользу и для себя и для вас.

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

На исходе второго христианского тысячелетия, когда мир празднует Юбилей Боговоплощения, Русская Православная Церковь приносит Христу плод своих голгофских страданий – великий сонм святых мучеников и исповедников Российских ХХ века.

Тысячу лет назад Древняя Русь приняла учение Христово. С тех пор Русская Православная Церковь просияла подвигами святителей, преподобных и праведных. Эпохой мучеников и исповедников для России явился XX век.

Главой сонма Российских мучеников и исповедников за веру Христову явился святой Патриарх Тихон, который, характеризуя эту эпоху, писал: “Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово… Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей… А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: “Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч” (Рим. 8, 35)”.

Многие из тех, кто пострадал за веру в ХХ веке, ревнуя о благочестии, желали жить в то время, когда верность Христу запечатлевалась мученической кровью. “В детстве и отрочестве, — писал из камеры смертников священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, — я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий, избыточествует и утешение от Бога”.

“В наши смутные дни явил Господь ряд новых страдальцев… — писал святой Патриарх исповедник Тихон, — если пошлет нам Господь испытание гонений, уз, мучений и даже смерти, будем терпеливо переносить все, веря, что не без воли Божией совершится это с нами и не останется бесплодным подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову”.

Сбылись чаяния исповедника веры святого Патриарха Тихона – на крови мучеников ныне возрождается Русская Православная Церковь. Святая Церковь, от начала возлагающая упование на молитвенное предстательство пред Престолом Господа Славы Его святых угодников, соборным разумом свидетельствует о явлении в ее недрах великого сонма новомучеников и исповедников Российских, в XX веке пострадавших.

Боголюбивая Полнота Русской Православной Церкви благоговейно хранит святую память о жизни, подвигах исповедничества святой веры и мученической кончине иерархов, священнослужителей, монашествующих и мирян, вместе с Царской Семьей засвидетельствовавших во время гонений свою веру, надежду и любовь ко Христу и Его Святой Церкви даже до смерти и оставивших о себе грядущим поколениям христиан свидетельство о том, что “живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем” (Рим. 14, 8). Они были служителями животворящего Духа, явившими духовную силу Церкви в испытаниях недавнего прошлого, и мы не можем предать забвению их подвиг веры, ибо они во всем явили “себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах” (2 Кор. 6, 4–8).

Терпя великие скорби, они сохранили в сердце мир Христов, стали светильниками веры для соприкасавшихся с ними людей. Будучи столь стесняемы внешними обстоятельствами, все встречавшиеся испытания они переживали с твердостью и смирением, как это подобает каждому подвижнику и делателю на ниве Христовой, храня в сердце завет святого апостола Петра: “Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас” (1 Пет. 4, 12–14).

Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь уповает на их предстательство и молится: да пробавит Господь милость Свою на нас и даст всем нашим соотечественникам время на покаяние, зажжет в их сердцах огонь веры, ревность о возрождении Руси Святой, нашего земного Отечества.

Рассмотрев церковное Предание и мученические акты о подвигах новомучеников и исповедников Российских ХХ века, которым было “дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него” (Флп. 1, 29), Освященный Архиерейский Собор»

1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу.

2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру, свидетельства о которых поступили:

3. Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке.

4. Внести в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания имена ранее прославленных новомучеников и исповедников Российских в лике местночтимых святых:

5. Честные останки новопрославленных святых именовать святыми мощами. Когда местонахождение их известно, — воздавать им достодолжное почитание, когда неизвестно — оставить на Божие произволение.

6. Мученически или исповеднически пострадавшие епископы, иереи и диаконы причисляются к лику священномучеников или священноисповедников; архимандриты, игумены и игумении, иеромонахи, иеродиаконы, иноки и инокини, послушники и послушницы причисляются к лику преподобномучеников или преподобноисповедников, миряне – к лику мучеников или исповедников.

7. Службу Собору новомучеников и исповедников Российских составить особую. Благословить составление отдельных служб каждому из прославляемых святых, а до времени составления таковых после сего дня прославления отправлять по Общей Минее, каждому по его чину.

8. Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершать 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

9. Память новопрославленным святым праздновать также и в день их кончины, или в иной день, связанный с жизнью святого. Особые дни памяти местных Соборов новомучеников устанавливать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода.

10. Писать новопрославленным святым иконы для поклонения согласно определению VII Вселенского Собора.

11. Напечатать жития новопрославляемых новомучеников и исповедников Российских для назидания в благочестии чад церковных.

12. От лица Освященного Собора объявить о сей благой и благодатной радости прославления новых святых всероссийской пастве.

13. Сообщить имена новопрославленных святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы.

14. В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых.

15. Правящим Преосвященным в контакте с Синодальной комиссией по канонизации святых продолжить сбор и изучение предания и мученических актов о свидетелях веры ХХ века для последующего включения их имен в Собор новомучеников и исповедников Российских.

Предстательством и молитвами сонма новомучеников и исповедников Российских, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за Русскую Церковь и нашу возлюбленную Отчизну, да укрепит Господь веру православных христиан и ниспошлет нам Свое благословение. Аминь.

Алексий II Божией милостию смиренный Патриарх Московский и всея Руси

ЧЛЕНЫ ОСВЯЩЕННОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА

И далее идут имена тех, чьими наследниками мы хотим всей душой и сердцем оставаться, быть и всегда принадлежать именно к числу тех, кто исповедовал веру Христову не только на словах, но и самой своей жизнью.

Читайте, если вам доступно, жития любого новомученика, которые печатались. Игумен Домаскин архимандрит Орловский составляет по примеру Дмитрия Ростовского месячные менеи жития новомучеников.

Аминь!