Главная » Приходская жизнь » 14 февраля 2021 года. Неделя 36-я по Пятидесятнице. Предпразднство Сретения Господня.

14 февраля 2021 года. Неделя 36-я по Пятидесятнице. Предпразднство Сретения Господня.

Проповедь настоятеля нашего храма.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Когда мы с вами, дорогие братья и сестры, размышляем о таком важном периоде как святая Четыредесятница, которую мы еще называем Великим Постом, у нас возникает мысль (поскольку этот период имеет особое значение для духовной жизни человека), как к этому времени подойти лучше, как подготовиться. Конечно, надо соблюдать порядок и в пище – однозначно, но это не значит, что надо вылить из кастрюли борщ с мясом: вот начинается Пост – и уже сухари на столе. Поскольку это не так, то в Церкви существует подготовительный период недель к Великому посту. И мы их знаем: со следующего воскресения неделя о мытаре и фарисее, дальше неделя о блудном сыне, неделя о Страшном Суде и в воскресение — воспоминание Адамова изгнания из рая. Но все начинается с темы, которая присутствует в сегодняшний день. И эта тема раскрывается в истории мытаря из Иерихона. Одного человека, который жил своей жизнью, занимался тем, что он мог и к чему себя приспособил в своей жизни. Но он почувствовал в своей душе большое желание увидеть Господа. И услышал он, что Господь будет проходить мимо. И такая довольно странная история. Он был маленький ростом. Как пробраться, как увидеть? Закхей (так звали этого человека) залезает на смоковницу, на дерево, и он уверен, что вот оттуда сможет увидеть Того, Кого пожелала видеть его душа. В таком действии, достаточно странном, потому что так могут сделать дети, когда им что-то интересно и они предпринимают такие шаги, но чтобы взрослый человек вот так – это редко бывает. Чаще всего поленятся, передумают, но мало кто предпримет такие вот упражнения, чтобы получить то, что человек желает. Но здесь смысл намного глубже. И Церковь раскрывает нам этот смысл историей мытаря: достаточно грешной душе человека одного желания подняться на какую-то духовную высоту, Господь уже обращает внимание на такого человека и помогает увидеть то, что человеку нужно исправить в своей жизни. То, что для него было недоступно, что было для него казалось бы немыслимо, приходит к нему силой Божией. И уже даже не помышляя, что может такое быть, человек получает такие блага для души, когда Господь обращает внимание на его желания. Ведь таким желанием в душе порождаются другие добродетели: смирение, кротость, внимание. Но без желания, как можно рассматривать те темы, которые мы будем рассматривать на неделе о мытаре и фарисее, какая должна быть молитва о смирении; о блудном сыне: дорожить тем, что у человека есть в смысле духовного благополучия. Вот этот отрывок из Евангелия от Луки учит нас тому, что когда касается человека, его души благодать Божия, он уже не смотрит ни на что второстепенное, ему уже не мешают мнения других людей, даже пристальное внимание (как это бывает часто). Вроде желание имеет, но тут же кто-то их родственников что-то сказал – уже мнение, уже оглядывается человек: а как я потом буду общаться со своим дорогим родственником, если он ставит мне на вид, что я немного не такой. Или другие

люди, или общество, или в целом весь мир. Какая разница?! Если подлинно души человека касается благодать Божия, то он уже делает только то, что полезно для его души и для его спасения! Когда Господь обратил внимание на Закхея: «Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (отрывок из Евангелия от Луки, 94 зач., 19, 5). Что сказано? Он с радостью принимал Его у себя в доме. Что сказано: роптали окружающие? Роптали: к кому Он зашел? — к грешному человеку. Но этот грешный человек делает свое дело. Наиважнейшее, то, что нужно было по этому случаю и возможно было – он раскаивается! И он видит в себе то, что он не видел раньше. Он готов изменить свою жизнь, осудив в себе то, что он имел в себе прежде, чем он дорожил, и чем превозносился над другими. Потому что сборщики налогов имели превосходство в обществе. И они это знали: что никому не укрыться от них, уклониться от них не возможно. Каждый человек, когда ему предлагается какое-то положение, чаще всего тут же оценивает не то, насколько ему надо теперь быть смиренномудрым, насколько ему нужно быть внимательным к себе, чтобы не нагрешить ни против Бога, ни против ближнего, не навредить своей душе; чаще он оценивает: какие у меня будут плюсы и превосходство? Что я могу сделать сейчас, какие у меня появились дополнительные возможности – и этим воспользоваться. Истинное покаяние заключается в другом. В том, о чем мы слушали из уст этого мытаря. Пусть первое возвещение Великого Поста, которое мы с вами сегодня слышали отложится у нас в головах, в сердцах, так как даже в церковных календарях это воскресение по особому отмечено в скобках «о Закхее». В другие воскресения это не обозначено. Всегда в преходящем календаре Пасхалии в перед неделей о мытаре и фарисее проходит эта тема: тема желания человека, желание человеческой души грешной увидеть Господа. Потому что именно с этой темы начинается духовная жизнь человека, перемены в нужную сторону. Если человек не обнаруживает в себе желание, то он других шагов и не сделает.

Пусть рассказ Евангельский послужит и нам с вами добрым примером в назидание нашей жизни, чтобы мы знали, что если движения нашей души будут направлены к Богу, Он, без сомнения, обратит на нас внимание и придет к нам с той помощью, которая именно в том момент будет нужна нам для нашей души.

Аминь!