Главная » Приходская жизнь » 28 февраля 2021 года. Неделя о блудном сыне.

28 февраля 2021 года. Неделя о блудном сыне.

Проповедь настоятеля нашего храма.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Милостию Божией, дорогие братья и сестры, мы сегодня во второе воскресенье подготовительного периода к Святой Четыредесятнице собрались в святом храме, и для назидания нам предлагается притча Господа нашего Иисуса Христа о блудном сыне. Содержание этой притчи мы с вами знаем и для нас важно то нравственное и духовное поучение, которое мы получаем в слышании этого Евангельского текста для того, чтобы мы руководствовались этим в своей жизни. Притча о блудном сыне показывает нам, в какую бездну греха может низвергнуть себя человек, предавшись своеволию, плотским похотям, и снявший с себя благое иго Закона Божьего. Псалмопевец говорит: «…удаляющие себя от Тебя погибнут!» (Псалтырь, гл. 72, стих 27). И, действительно, на примере этого младшего сына показано – он погибает. И когда он возвращается к своему Отцу, Отец и говорит: «…Сын мой был мёртв и ожил…» (отрывок из Евангелия от Луки, 15, 24). Без Бога, без благодати Божьей человек погибает; он физически существует, но душа его может мертветь и совсем умирать. Это страшное состояние человека, которое он может осознавать, в каком бедственном положении находится, а может и не осознавать. Но для нас благо в том, что в этом примере показано, как человек осознал свое бедственное положение. И сила этой притчи заключается в том, что она учит нас: в каком бедственном состоянии не находился бы человек, какими грехами он не был бы осквернен, если он захочет – он может вернуться к своему Небесному Отцу с покаянием, и Бог принимает его. Он принимает его не просто как должника, принимает не просто как человека, который провинился, а принимает его как заблудившегося своего родного сына. И дает ему все то, что он потерял вследствие своей блудной жизни. Описание этой встречи не случайно дано: и одежда, и перстень, и сапоги. В Синаксаре в неделе о блудном сыне говорится: «А Тот принимает его, кающегося, не упрекая, но с распростертыми объятиями, выказывая божеское и отеческое милосердие. И дает ему одежду, то есть святое крещение, и печать, и залог – благодать Всесвятого Духа. Дарует, сверх того, и обувь, чтобы стопы его более не уязвлялись змеями и скорпионами, но, напротив, сокрушали их главы». Святые отцы рассуждают на эту тему достаточно глубоко: говорят, что эти все достоинства человека – райские, все то, что дано было человеку изначально, и что человек теряет вследствие грехопадения. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что мы должны с надеждой идти ко Господу и не думать о том, что у человека нет такой возможности, потому что Бог не считает грехи человека, Он видит его покаяние и сглаживает все грехи его. Но это должно быть действительно покаяние! Истинное, глубокое покаяние – это не просто признание факта, который человек имел в своей жизни, это полное глубокое осознание, что так жить нельзя. Это перемена ума, сознания человека и всей его жизни. Подтверждением того, что он действительно поменял свою жизнь, является то, что он действительно не возвращается, даже мысленно, даже образно, никаким способом к этой жизни. Он благодарит Бога за то, что Бог его призвал.

Здесь есть достаточно тонкие переходы: в Евангелие говорится, что сын осознал и вернулся, но в Синаксаре еще высказывается такая святоотеческая мысль, что он Богом призван был. Так как человек уходит от Бога сам; не оказавшись случайно в этой ситуации по какой-то объективной причине (мать родила так, не было храмов, не было молитв, вот и жили, как попало). Нет, человек уходит осознанно, сын просит у Отца: «Отче! Дай мне следующую мне часть имения» (отрывок из Евангелия от Луки, 15, 12). И мы должны понимать: да, мы осознаем свой уход от Бога, но касается нас благодать Божия, которая показывает нам весь этот ужас, страх и трепет, и приходит сознание, что нужно вернуться к своему Отцу Небесному.

На примере старшего сына можно научиться тому, что есть и те, кто более или менее благополучно живет с Господом, в Церкви (есть такие примеры, когда родился в церковной семье, воспитывался в церковной семье, жил всегда в этих правилах, рамках), и, казалось бы, ему нечего опасаться. Но мы видим, что старший сын не очень обрадовался духовному успеху своего младшего брата, а стал упрекать отца в том, что он дает ему слишком много. Не надо завидовать духовным успехам другого человека! Берегите себя: свои мысли, свою душу, свое сердце, следите за собой, потому что мы не знаем, какой мерой меряет Бог другому человеку, и за что Он ему дает именно вот это. Мы не должны ограничивать милосердие Божие своими какими-то домыслами, подозрительностью, завистью или чем-то еще другим. Мы полностью должны доверять Богу себя и наши мысли. И мы не знаем, за что Бог тому или иному человеку так делает, мы не знаем его тайного и сокровенного подвига. Главное, чтобы мы радовались тому, что есть люди, которые были далеки от Бога, и которые приходят к Нему. И не смешивали свое понимание с их пониманием, не влезали в их внутреннюю жизнь, не любопытствовали, не мерили своей мерой, а только радовались и благодарили Бога. Понимали, что Он настолько милосердно принимает человека, что нет такого греха, который бы не был покрыт милосердием Божием!

Аминь!