Главная » Приходская жизнь » 7 марта 2021 года. Неделя мясопустная, о Страшном Суде.  

7 марта 2021 года. Неделя мясопустная, о Страшном Суде.  

Проповедь настоятеля нашего храма.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Милостью Божией, дорогие братья и сестры, сегодня в третье воскресенье подготовительного периода к Святой Четыредесятнице мы с вами собрались в святом храме для того, чтобы обновиться внутренне, духовно, оставить свои обычные попечения житейские и прославить Воскресение Христово, получить духовную благодатную помощь для дальнейшего нашего земного пути. И в это воскресенье, называемое в церковном календаре неделей мясопустной и неделей о Страшном Суде, нам дается напоминание и вразумление, которые должны дать нам силы и озарение для того, чтобы правильно дальше устраивать свою жизнь.

В ближайшем понимании – это неделя мясопустная. Что мы с вами должны делать? Сегодня заговенье на мясо. Казалось бы телесное, физическое, как пища – второстепенно для христианина, потому что, как сказано в Евангелии от Матфея сказано: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека»  (отрывок из Евангелия от Матфея, 15, 11). То есть всё то, что в человеке гнездится плохое. Оно больше оскверняет человека, если оно там остается, чем пища. Тем не менее, смотрите, как внимательно Церковь относится даже к этому чисто практическому вопросу. Она напоминает нам о серьёзном отношении к тому, что с завтрашнего дня христиане уже не вкушают мясную пищу, потому что они физически себя от чего-то освобождают. Есть такое понимание, что воздержание в пище облегчает тело, физическое здоровье человека. Это несомненно так. Но мы готовимся уже и мысленно перейти к следующему этапу подготовки к вступлению в Святую Четыредесятницу, Великий Пост. Эта неделя у нас будет сырная. Это важное для понимания не только телесное упражнение, но и мысленное.

И второе название – неделя о Страшном Суде – это ничто иное как сильнейшее побуждение к тому, чтобы человек исправлял свою жизнь, каялся. Сегодня мы читали с вами отрывок из Евангелия от Матфея о том, как будет Страшный Суд когда Господь придет во славе и станет судить. Вы слышали о сказанном на понятном языке разделении одних от других: праведников от грешников. Праведников Он пригласит встать по правую сторону от себя, а грешников по левую: образы «овец» и «козлищ». И обратить внимание нам нужно на то, что будет истязаться от человека, какой отчет человек должен дать. В первую очередь, он должен будет дать отчет о том, насколько он был человечным; насколько для него было нормальным и естественным служить Богу через своего ближнего. Здесь, конечно, побуждение это сильное, потому что тема Страшного Суда дает нам правильное понимание самой надежды на милосердие Божие. О чем идет речь: Господь – милосерд, но также и Праведный Судия, который воздаст каждому по его делам. И как поясняют святые отцы: чтобы грешники не имели ложного упования на долготерпение Бога;  и, рассчитывая на доброту Господа, Который долго ждет и – ничего страшного, не раскаивались в своей жизни. Действительно: нет греха, который бы превосходил милосердие Божие. Но сегодняшний день нам говорит также и о том, что Он и Праведнейший Судия! В нашем житейском обычном смысле мы ищем правду и хотели  бы, чтобы все было по правде, чтобы никто никого не обделил, чтобы не было какой-то ложной надежды. Человек надеялся, надеялся, а его взяли и обманули. Разве мы не так понимаем в человеческом смысле? И тогда по отношению к Богу не в наивысшей ли степени это должно быть? Поэтому мы должны также принимать, что Бог – Праведный Судья, и все будет по правде Божией. Не может быть так, что кому-то не будет воздано по правде Божией.

В сегодняшнем Евангелии сказано: «…ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг и вы одели Меня; был болен и вы посетили Меня;, в темнице был, и вы пришли ко Мне (отрывок из Евангелия от Матфея, 25, 35-36). Праведники тоже удивляются также как и грешники: «Мы Тебя не видели». Но Он говорит им: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне… (отрывок из Евангелия от Матфея, 25, 40) В чем заключается это служение человека?

Конечно, в первую очередь в любви к Богу и к ближнему. Но мы иногда не знаем: что доброе мы делаем, что для нас полезно, что не полезно, начали ли мы вообще заниматься добродетелями по-настоящему? Один из святых Авва Аполлос  говорит: «Знамением преуспеяния в добродетели да будет для вас то, когда вы стяжете бесстрастное и чистое помышление. Это начаток даров Божиих». Вот в таком состоянии мы можем приступать к любому служению. Почему? Потому что, когда мы будем бесстрастны по отношению к человеку и чисты, то нас не коснется никакой грех. А если мы сами приступаем в страстях и нечистоте, то вроде и делаем доброе дело, но при этом еще больше себя связываем и чужими грехами, которыми живет другой человек. Без этого не возможно себе представить: как мы будем Богу служить в чистоте, если мы приступаем в грязи, и пытаемся что-то кому-то показать, как надо жить и что такое добро. А для того, чтобы это понимать, еще нужно молиться и со слезами обращаться к Господу. У преподобного Ефрема Сирина есть такое поучение: «Если окаменело сердце твое, плачь пред Господом, чтоб источил Он на тебя озарение ведения и дал с горячностью сердца возноситься к Нему». Проблема для человека – это греховное бесчувствие, когда мы говорим окамененное сердце. Невозможно с окамененным сердцем видеть. Мы не можем без плача, без молитвенного обращения к Богу видеть. Какие мы на самом деле, какое наше сердце, что такое бесчувствие греховное, почему человек не чувствует? Без слезного обращения к Богу этого озарения, ведения не будет, по слову преподобного Ефрема Сирина. Вот какая связь должна быть между нашим порывом делать добро (а это необходимо, потому что именно об этом Господь нас спросит на Своем Страшном Суде) и нашим внутренним состоянием. Именно об этом Господь спросит: какими мы были людьми. Но чтобы приступать, мы действительно должны очистить себя внутренне благодатью Божией, чтобы мы были озарены светом Божиим, чтобы мы видели и понимали, где свет, а где тьма, где правда, а где грех. И в чистоте приступали к доброделанию ради нашего спасения!

Аминь!