Главная » Приходская жизнь » 14 марта 2021 года. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.

14 марта 2021 года. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.

Проповедь настоятеля нашего храма.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшний воскресный день в неделю сыропустную, неделю воспоминания Адамова изгнания и Прощёное воскресение мы с вами имеем возможность получить благословение и наставления на вступление в Святую Четыредесятницу. И в продолжение сегодняшней службы вечером, по практике нашей церковной, мы собираемся в храмах для того, чтобы совершить Вечернюю и чин прощения. Кроме того на этой службе практикуется чтение молитвы на Святую Четыредесятницу. Если следовать уставным указаниям, ее можно еще читать в конце Утрени понедельника первой седмицы Поста. Мы прошли подготовительный период и вступаем в Великий Пост как в период духовной весны для нашего обновления.

Нам нужно знать, что это Божественное установление – сорокадневный пост. Древнейшие христианские писатели единогласно свидетельствуют, что пост Святой Четыредесятницы установлен Апостолами в подражание сорокадневному посту пророка Моисея, пророка Илии, а, главным образом, по примеру Иисуса Христа, постившегося сорок дней. Великий Пост готовит нас к дням Страстной Седмицы. Посильно подражая самоограничению самого Господа, мы проявляем своё живейшее участие и любовь к Спасителю, пострадавшему за весь мир. Подготовка постом нам дает разумение и понимание смысла страданий Христа. Без нее люди часто говорят: «Как Он – Бог, и Ему надо было страдать, чтобы спасти людей? Разве не было другого способа?» Так размышляют люди неподготовленные своим разумом и сердцем. И это бывает бесполезно!

В это воскресение воспоминается изгнание Адама и Евы из рая. Святая Церковь напоминает верующим о том, что человек был создан для жизни в раю. И что он отпал от райского блаженства из-за непослушания Богу. Богослужебные тексты написаны от лица кающегося христианина, который отождествляет себя с падшим Адамом, потому что грех Адама повторяется в опыте каждого человека. «Одежды боготканныя совлекохся окаянный, Твое Божественное повеление преслушав Господи, советом врага, и смоковным листвием, и кожными ризами ныне облекохся: потом бо осужден бых хлеб трудный снести: терние же и волчец мне принести, земля проклята бысть. Но в последняя лета воплотивыйся от Девы, воззвав мя введи паки в рай. Одежды, сотканной Богом, я лишился, окаянный, ослушавшись Твоей Божественной заповеди по совету врага, и облекся ныне в листья смоковницы и кожаные одежды. Я осужден на то, чтобы в поте лица добывать хлеб, а земля проклята, чтобы приносить мне терния и волчцы (отрывок из Книги Бытия, 3:18–19). Но Ты, воплотившийся от Девы в конце времен, позвав меня, введи снова в рай». Это один из богослужебных текстов сегодняшнего воскресного дня. Мы с вами слышим, что Адам изгнан из-за ослушания, прельщенный словами женщины. Время поста необходимо использовать, чтобы слушать евангельские заповеди. «Снова воспринять жилища рая» (отрывок из Триоди постной) – вот разница: там непослушание, а здесь – послушание. Пример прародителя нам показывает всю тяжесть греха, его пагубные последствия, и научает избегать невоздержания, как начала источника грехов. Обращаться к покаянию, как к единственному средству избавления от гнева и суда Божия. Самое страшное в жизни живого человека – это то, что произошло в жизни Адама и Евы: они были в раю и потом оттуда были изгнаны. Ведь они знали, что такое рай! Мы с вами вчера обращали внимание на такую удивительную и глубокую богословскую мысль в каждом слове богослужения.

Вот вы, к сожалению, в таком количестве как сейчас на Литургии не ходите на вечернюю службу, а могли бы ходить и учились бы. Знаете, раньше люди на Руси жили благочестиво, много знали, хотя школ не было, и это были счастливчики, кто умел писать и читать… А благочестие церковное знали! Потому что учились через богослужения, через службы… Слушали. Это никому не запрещено. Даже, если ты не умеешь читать или писать – можешь слушать. От этого вера укрепляется, она чистой становится.

Адам как бы просит Бога. Он понимает, что должен оставлять рай и идти неизвестно куда. И он просит: «Не далеко меня выгоняй, чтобы я хотя бы видел, когда буду смотреть на то, что я потерял. Я буду воспоминать и буду находить в себе силы, чтобы вернуться в это состояние, которое я потерял вследствие падения». Много других красивых образов, которые описываются. Рай, как описывается в икосе «Плача Адама» на утрене: «Раю вседобродетельный, всесвятый, всебогатый…» То есть там все было правильно и соответствовало замыслу Творца: человек (и мы сейчас будем говорить о состоянии человека до грехопадения), природа, всё, что человека окружало; все, что он ощущал; все, что он мог переживать — всё это соответствовало замыслу Творца! Когда это перестало соответствовать? Когда произошло грехопадение. Нас всегда волнует этот вопрос, и мы напомним себе то, что мы знаем из Божественного Откровения, Священного Писания, церковного учения: каким же был человек до грехопадения? Для нас есть такие ориентиры, которые очень помогают. Святая Церковь учит, что он вышел из рук Творца совершенным. Премудрый Екклесиаст пишет: «Я нашел, что Бог сотворил человека правым…» (Еккл., 7, 29). Конечно, это было не то совершенство, которое достигается в результате продолжительной, целеустремленной деятельности и составляет нравственную цель человека. Как сказано: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный!» (отрывок из Евангелия от Матфея,5,48). Это было лишь изначальное совершенство его Богозданной природы, которая означала, что человек со всеми его силами и способностями вполне отвечает тому назначению, для которого он был создан. Главное, что человек еще имел возможность не грешить, чего он лишен сейчас. Однако человек с самого начала нуждался в постоянном содействии Божием, чтобы могла раскрыться и развиться заданная его Богоподобная природа. В первоначальном благодатном состоянии разум и воля человека находились на высокой степени совершенства; ум человека был чистым и светлым, чуждым всяких заблуждений. Но, конечно, не в состоянии полного разумения… Воля не знала внутренней борьбы между добром и злом, имела преимущественное влечение к добру. Вот почему не надо было вкушать плодов познания добра и зла. Сердце было чистым. Об этом свидетельствуют письмена из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (отрывок из Книги Бытия, 2:25). Сердце не возмущалось никакими греховными пристрастиями. Это одна из проблем человека вообще! Он прельщается, а за этим идет сам грех: сначала в сердце принимает человек, а затем совершает и сам грех. Тело человека было свободно от состояния младенческой немощи; было лишено болезней, скорбей, бедствий и смерти. Всё, чем наполнена земная жизнь человека сейчас, этого ничего не было в раю. И не являлось тело темницей для души; оно было чистым, гибким, послушным орудием духа человека, чего нет сейчас. Отчего мы, желая быть добрыми, остаемся рабами своих страстей? Оттого, что плоть, господствуя над духом, до того ослабляет дух, что он сам грубеет и как бы сливается с плотью. Когда человек не исповедуется много времени, в храм не ходит, не молится, он настолько грубеет, что он уже ничего не может за собою сказать, ничего правильного. Когда от человека осталась одна плоть, когда люди работали только на плоть… Оказывается это ужасное состояние мира! И если бы это было стопроцентно, то это был бы уже ад. Если бы мы не чувствовали всё-таки, что нам Господь даёт видеть преимущества духа над плотью. Господь перед Потопом посмотрел на людей, и не нашел в них духа. И тогда Господь изрёк: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть…» (отрывок из Книги Бытия, 6:3). Это все закончилось Потопом! Было истреблено всё живое на земле кроме ковчега Ноя.

Мы будем с вами слышать, дорогие братья и сестры, частые призывания к покаянию, будем исповедоваться почаще. Мы знаем, что таинство исповеди установлено Господом. Но, как интересно замечают богословы, что таинство покаяния райского происхождения. Помните вопрос первой исповеди? «Адам, где ты?» — обращается Господь к согрешившему человеку (отрывок из Книги Бытия, 3:9). Мы же будем смотреть на то, чтобы по-настоящему исправлять свою жизнь, чтобы быть снова введенными в рай.

Аминь!