Главная » Приходская жизнь » БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ДЕВЫ МАРИИ

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ДЕВЫ МАРИИ

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ДЕВЫ МАРИИ

празднуется Святой Православной Церковью 25 марта (7 апреля нового стиля)

Тропарь праздника (глас 4)

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ

Установление праздника принадлежит самой глубокой древности. Празднование Благовещения известно уже в III веке (См.: Слово святого Григория Чудотворца на Благовещение). В своих беседах святой Иоанн Златоуст и блаженный Августин называют Благовещение древним и обычным церковным праздником. В течение V-VIII вв., вследствие появления ересей, уничижавших Лицо Богоматери, праздник особенно был возвеличен в Церкви. В VIII в. святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили каноны на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, которые и теперь поются Церковью.

Благовещение Пресвятой Богородицы — один из самых великих праздников. Слово «благовещение» означает «добрая, радостная весть», «весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти». В этот день Православная Церковь воспоминает и прославляет события, описанное в Евангелии от Луки (Лк.1:26-38).

Ангел явился в дом праведного Иосифа, когда Мария читала Священное Писание и, войдя, сказал Ей: «Радуйся, Благодатная! (то есть исполненная Благодати Божией – даров Святого Духа)

Мария смутилась от слов Ангела, и думала что значит это приветствие?

Ангел же продолжал говорить Ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и царству Его не будет конца».

Мария в недоумении спросила Ангела: «Как это будет, когда Я мужа не знаю?»

Ангел ответил Ей, что все это совершится силой всемогущего Бога: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и родственница Твоя, Елисавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово».

Тогда Мария со смирением сказала: «Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

И Архангел Гавриил отошел от Нее.

Это великое таинство Боговоплощения в начале не было известно даже Ангелам и, будучи соблюдаемым прежде всех веков, было доверено одному Архангелу Гавриилу, служителю чуда воплощения, «великому воеводе Невещественных», и он, пришедши в Назарет, поведал об этом Чистой Деве Марии. Благовещением открывается «еже от века таинство», «Совет Превечный» Пресвятой Троицы о Боговоплощении для спасения людей от грехов их. Через Благовещение Ангела становится известным «Совет Вышняго», изначальный и истинный, таинство, прежде веков предопределенное Отцом, проводимое всеведущим Богом, предсказанное пророками, ныне же ставшее явным: Бог (Слово) вочеловечился, приняв плоть от Девы — «во утробу вселися Девичу предочищенную Духом». Человеческому разуму невозможно постичь образ воплощения и рождения во плоти Сына Божия. Но когда угодно Богу, то и необычное и «преславное» удобно совершается и побеждается порядок природы («естества чин»). Бог воплощается неизреченным и непостижимым образом «паче слова и смысла», как Сам знает. В Боговоплощении была явлена высшая степень любви Божией к падшему человеку. Сын Божий воплотился, вочеловечился, чтобы воссоздать человека, исполнить его «всяческия славы», возвратить утерянное Богообщение. Ради этого милосердия и человеколюбивой милости к людям Сын Божий уничижил Себя, ради человека истощил внешние, свойственные Богу величие и славу, смирил Себя, чтобы приблизиться в вочеловечении к Своим падшим сынам. Своим воплощением Бог показал, что любовь есть сущность Его Божественного Бытия, что Он есть любовь. Только безграничная любовь могла побудить Бога сойти к человеку, облечься в «перстность» человеческого тела, воплощением соединиться с человеком, взять на себя грехи всего мира, спасти человека от смерти и соделать сыном Света, способным к бессмертной, вечной жизни в Богообщении.

«Да веселятся небеса, и радуется земля», — восклицает Церковь устами святого песнотворца Иоанна Дамаскина. Поистине, это радость и небесных и земных, ибо с пришествием Христа на землю «нижняя с вышними совокупляются, Адам обновляется» и весь человеческий род, «сень нашего естества становится храмом Божиим, обожаясь Божеством». Вместе с радостью об избавлении, обновлении, воссоздании нашего тленного естества через Боговоплощение, восхваляем и Приснодеву Марию, Которая послужила этой великой тайне. «Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою», — приветствует Церковь Богоматерь Архангельским приветствием. Через Боговоплощение совершается спасение, обожение человеческого естества. Послужила же сему таинству Пречистая Дева Мария, которая как совершеннейший и святейший Человек обрела благодать перед Богом — «Еяже никогдаже обрете другая» — и сподобилась быть Материю воплотившегося Бога Слова, «благоволившего Ею избавити человеческое тленное существо». Спасение человека Бог содевает не без человека, не без его соучастия в спасении, как богочеловеческом деле. И в лице Богоматери, Которая показала величайшую святость, глубочайшее смирение перед Богом, перед тайной воплощения, как бы сама тварь добровольно принимает участие в богочеловеческом деле спасения. Поэтому в богослужении Благовещения вместе с Архангельским «Радуйся», Церковь, обращаясь к Богоматери, послужившей тайне Боговоплощения, взывает: «Радуйся, Еюже радость возсияет: Радуйся, Еюже клятва исчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание: Радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь: Радуйся, Невесто Неневестная».

Дорогие братья и сестры! Да коснется каждого из вас безграничная любовь Творца, да исполнятся ваши сердца радостью о благой вести, да утвердитесь вы в надежде о спасении обещанном человеку Всевышним Богом! С праздником!