Главная » Приходская жизнь » 16/29 января – Неделя 32-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь настоятеля храма святого праведного Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади прот. Михаила Подолея.

16/29 января – Неделя 32-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь настоятеля храма святого праведного Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади прот. Михаила Подолея.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Прежде чем обратиться к сегодняшнему Евангельскому чтению, я должен обязательно сказать вам очень важные для нас всех слова: дорожите тем, что вы можете ходить в храм, что вы уже откликнулись на призыв Господа. Делайте это неленостно, не в какие-то особые моменты жизни. Считайте, что без этого наша жизнь невозможна. Очень тяжело человеку без храма. Люди пытаются и выглядеть красиво, и наполнять свою жизнь чем-то радостным, интересным общением. Но без храма, без Церкви совершенно это невозможно. Дорожите очень этим своим состоянием.
Сегодняшний воскресный день – особенный. И только одна маленькая заметка в календаре: в рядовом Евангельском чтении указано не просто, какой отрывок из Евангелия читается сегодня на Литургии, но еще указано – «о Закхее». Почему? Мы с вами знаем, что есть подготовительный период к Четыредесятнице – четыре воскресенья, которые мы проходим, и Церковь дает нам возможность тщательно разобрать очень важные темы: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде, воспоминание об изгнании Адама из Рая.
Действительно, на пост нужно особым образом настраиваться, готовиться к нему. Кажется, сам пост уже вот-вот настанет, а получается, что еще какой-то подвиг, какие-то усилия надо предпринять до его начала. Подготовка к посту заключается не в том, чтобы успеть в последний вечер съесть борщ с мясом, оставшийся в кастрюле, а, если не успеешь, то доесть его в первые дни поста и еще умудриться рассказать об этом на исповеди. Подготовка к посту, конечно, должна начинаться с чего-то другого, настоящего. Это настоящее, необходимое человеку, важное для него Церковь предлагает нам. Все начинается с желания. Сегодняшнее Евангелие как раз об этом говорит (Лк.19:1-10).
Нам предлагается история человека Закхея, который жил в Иерихоне во времена земной жизни Спасителя. Он хотел видеть Христа, но не мог разглядеть Его за спинами собравшихся, так как был мал ростом. Желание видеть Христа было огромное, поэтому Закхей влез на дерево. В этом было не простое любопытство. Церковь говорит нам, что происходит с человеком, когда он в себе почувствовал необходимость изменения жизни. Даже и Закхей, сборщик податей, невзирая ни на что, имел в душе желание переменить свою жизнь.
Он был богатым и влиятельным человеком. Работа у него тоже была, по человеческим, земным меркам, очень хорошая – можно было много заработать. К этому сейчас многие стремятся. Но риск большой был в его работе: много греха человек мог наделать, обижая, притесняя людей, как сборщик налогов. Он мог многое себе простить, а другим не прощать, потому что при исполнении своей должности он имел многие возможности. Закхей, наверное, чувствовал и знал, как на него люди смотрят. Относились к нему по-разному: одни, возможно, уважали его, потому что таких людей побаиваются и уважают из-за этого. Но большинство, как свидетельствует история, ненавидели таких, потому что они обирали и обижали многих. Возможно, в его душе происходили еще какие-то борения, возможно, были сомнения: как будет он будет выглядеть в глазах других, если переменит свою жизнь. То же часто происходит и сейчас: когда человек намеревается изменять свою жизнь, начинает ходить в храм, у многих из его окружения это вызывает недоумение. Ему даже говорят, что над ним все будут смеяться, потому что в их кругу не принято посещать храм, соблюдать посты, исполнять заповеди. И человек часто не может противостоять мнению своих сослуживцев или родственников, он как-то сглаживает, смазывает свою веру.
А что самое главное в чтении о Закхее? Я хочу вам привести отрывок из проповеди очень известного проповедника – митрополита Сурожского Антония (Блума): «Закхей этого не побоялся, и вот о чем он нам говорит: не бойся человеческого суда, не бойся его насмешки, не бойся!.. Не будь ослеплен лицами, множественными лицами людей, посмотри на единственный лик, который есть подлинно человеческий Лик, Лик Христа, твоего Бога и твоего Брата по человечеству, твоего Спасителя; забудь все, вглядись в Него и открой Ему дверь в свою жизнь, в свое сердце, в свой ум! Откройся Ему до конца! Открой свой дом, свое сердце, свой ум – но дорогой ценой. Закхей не только преодолел страх перед людьми, но он дал слово, которое он выполнил, выправить свою жизнь. Вот второе его нам наставление: если мы хотим стать детьми Авраама, т.е. детьми веры, мы должны быть готовы выправить жизнь ценой чего-то, как сделал это Закхей».
Эти слова митрополита Антония очень важны для нас. Мы видим, что Закхей не только принимает Спасителя в своем доме, но и меняется внутри, меняет свою жизнь, невзирая ни на какие обстоятельства и множество лиц, которые на него смотрят.
Для нашего утешения и помощи нам это Евангелие читается, когда освящается жилище. Это говорит о том, что Господь желает войти в наш дом. Так же, как Спаситель сказал Закхею: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5), Он говорит это каждому из нас. Господь желает войти в наше сердце, и надо, чтобы мы были готовы ему открыть. Аминь».

Добавить комментарий