Главная » Приходская жизнь » 2 / 15 ФЕВРАЛЯ — СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

2 / 15 ФЕВРАЛЯ — СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Сретение Господне — двунадесятый праздник, установленный в память того, как Младенец Господь, принесенный в Иерусалимский храм Девой Марией в сороковой день, был встречен праведным старцем Симеоном, которому Духом Святым было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя (Лк. 2:22-39). Совершается празднование на 40-й день после Рождества Христова.
***
В храме святого праведного Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской пл. в день праздника была совершена Божественная литургия.
Перед началом литургии по древней традиции был совершен чин освящения церковных свечей. Сретенская свеча напоминает нам о зажженном в каждом из нас огоньке благодати Божией, который надо сохранить в себе. Сретенские свечи бережно хранятся и возжигаются во время домашней молитвы.
***
Тропарь, глас 1:
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

Тропарь, глас 1
Радуйся, благодатная Богородица Дева, / ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещающий находящихся во тьме. / Веселись и ты, старец праведный, / принявший во объятия Освободителя душ наших, / дарующего нам воскресение.

Кондак, глас 1:
Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим / и руце Симеоне благословивый, / якоже подобаше, предварив, / и ныне спасл еси нас, Христе Боже, / но умири во бранех жительство / и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 1
Утробу Девы освятив рождением Твоим / и руки Симеона благословив, / заранее, как надлежало, / и ныне Ты спас нас, Христе Боже. / Но огради миром среди войн народ Твой / и укрепи тех, кого Ты возлюбил, / Единый Человеколюбец.
***
Чтец Сергей Ганин.
Проповедь в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
«Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, бывает так, что человек, не справляясь со своим недугом, вызывает «скорую», но она, спеша на помощь, по каким-то причинам опаздывает, и больной умирает, не дождавшись врача. Праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа показывает, что такое бывает у людей, но не у Бога.
Славянское слово «сретение» означает «встреча». На сороковой день после Своего рождения Богомладенец Иисус был принесен Своей Матерью и Иосифом Обручником в Иерусалимский храм, где состоялась Его встреча с праведным старцем Симеоном и пророчицей Анной, которые были приведены сюда Духом Святым.
«Древний днями, давший в древности Закон на Синае Моисею, ныне видим, как Младенец; и Закон исполняя как Творец Закона, по Закону в храм приносится и старцу вручается», — такие слова мы слышим в праздничной стихире. В Иерусалимский Храм приходит Творец Закона — Тот, для Кого и был сооружен этот храм; но почему-то воплотившийся Бог предпочитает золотому престолу слабые и иссохшие руки старца Симеона. Богомладенец не ищет первосвященника или его помощников, которые, может быть, будучи заняты систематизацией Закона или оптимизацией процесса жертвоприношений, продолжали эксплуатировать Божественный виноградник (Мф 21:33-42); но Господь отдает Себя в руки тому, кто Его ожидает и узнает.
Вся евангельская история наполнена трагедией духовной слепоты людей, которые должны были в первую очередь узнать пришедшего Мессию, но не узнали. С первых строк мы видим, что к родившемуся Богомладенцу спешат пастухи — люди, не имеющие специального богословского образования, волхвы — языческие мудрецы, которые, может быть, вообще никогда не читали Священное Писание. «Но где же духовная элита Израиля, где же тот верный «остаток», о котором говорит пророк?» (Ис 10:20-22) — таким вопросом задается человек, читающий начало Евангелия. Все становится на свои места, когда появляются в евангельском повествовании праведный Симеон и пророчица Анна — те люди, которые хорошо были знакомы с Законом Моисея и участвовали в обрядах Иерусалимского Храма, но вместе с этим они не потеряли чуткости к Божественному зову. Неслучайно Симеон в евангельским тексте называется праведным и благочестивым (Лк 2:25): это говорит о том, что его богословские знания не остались мертвой теорией, но органично вошли в его жизнь, многократно проверяясь на практике. Все это также касается и пророчицы Анны, которая, как сказано в Евангелии, «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк 2:37).
Прп. Симеон Новый Богослов говорит, что «тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи», то есть открывает подлинное и печальное состояние его души. Чем тщательнее стараешься исполнить Закон Божий, тем больше понимаешь свою неспособность сделать это. Свт. Игнатий Брянчанинов пишет: «Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе». Через опытное богословие праведный старец Симеон и пророчица Анна пришли к мысли, что человеческий род настолько болен склонностью ко греху, что неспособен справиться собственными силами с этой болезнью. Они ожидали пришествия божественного Врача, который поможет им справиться с обрекающим на безнадежную смерть недугом.
Праведный Симеон и пророчица Анна явились представителями праведного остатка Израиля, которые, успешно усвоив ветхозаветный урок, увидели и прикоснулись к обетованному Искупителю. Сретение Господне — это встреча богоизбранного народа со своим Мессией и Спасителем, подготовкой к которой служила вся ветхозаветная история.
Важным моментом этой истории является еще то, что переживания человека не игнорировались Богом: задолго до важной встречи Духом Святым было сообщено Симеону о том, что «он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:28). Каждый тяжелобольной человек боится умереть до тех пор, пока не придет врач и не даст оживляющего лекарства. Но Бог дает важное обещание Симеону для того, чтобы он не терял надежды и продолжал ждать обещанного Врача. Сретение Господне — это встреча долгожданного Врача с человеком, признающим свою немощь.
Дорогие братья и сестры, мы тоже нуждаемся во Враче душ и телес, потому что часто сталкиваемся с тем, что собственными силами не можем сопротивляться своим греховным наклонностям, которые выражаются в периодически повторяющихся согрешениях, ведущих нас к духовной и телесной смерти. Хорошо, если мы боремся со грехом, ощущая свою немощь; но очень плохо, когда, обладая кое-какими богословскими знаниями и участвуя в обрядовой жизни храма, мы находимся в иллюзии самодостаточности и отличного здоровья, не обращая внимания на свои болезненные симптомы.
Бог является самым надежным врачом человека, ведь для него не создают помеху дорожные пробки или некоторые бессовестные автомобилисты. Он всегда успевает. Но не приходит Он на встречу только тогда, когда человек ощущает себя здоровым и не нуждающимся во Враче.
Аминь».

Добавить комментарий