Главная » Приходская жизнь » 20/5 марта – Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия.

20/5 марта – Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия.

Воскресенье первое Великого поста заканчивает первую его неделю. В богослужении этого дня соединяются темы Воскресения Христова и Торжества Православия. Праздника Торжества Православия установлен в честь окончательного восстановления иконопочитания св. царицей Феодорой и свт. Мефодием, Патриархом Константинопольским, на Константинопольском собора 843 года.
Учение о почитании икон, основанное на Св. Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению. Более 100 лет православные боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых и молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Иконы и честные мощи святых сжигались.
После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из заточения и возвращены на прежние должности те, кто боролся за почитание св. икон, а иконоборцам предложено было оставить свое заблуждение или прекратить церковное служение. Царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»
Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста 843 года на 19 февраля. Так появилось празднование Торжества Православия.
Богослужебный чин Торжества Православия был составлен святителем Мефодием, Патриархом Константинопольским. Эта служба представляет собой торжество Православной Церкви над всеми ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема – провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.
Тропарь Недели Торжества Православия
глас 2
Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже,/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:// радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Кондак Недели Торжества Православия
глас 6
Неописанное Слово Отчее,/ из Тебе, Богородице, описася воплощаем,/ и оскверншийся образ в древнее вообразив,/ Божественною добротою смеси,/ но исповедающе спасение,// делом и словом сие воображаем.

Добавить комментарий