Главная » Приходская жизнь » 12 марта – вторая неделя Великого поста (второй воскресный день поста). День памяти святителя Григория Паламы.

12 марта – вторая неделя Великого поста (второй воскресный день поста). День памяти святителя Григория Паламы.

Св. Григорий Палама жил в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. Так как св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.
Тропарь святителя Григория Паламы
Православия светильниче, Церкви утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися всегда спастися душам нашим.

Кондак святителя Григория Паламы
Премудрости Священный и Божественный орган, богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя Григорие Богоглагольниче: Но яко ум уму первому предстояй, к нему ум наш отче настави, да зовем: радуйся проповедниче благодати.
***
Воскресная проповедь настоятеля храма св. прав. Иоанна на Кронштадтского на Кронштадтской пл. прот. Михаила Подолея:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Милостью Божией, дорогие братья и сестры, мы сегодня, во второе воскресенье Святой Четыредесятницы, совершили Божественную литургию.
За богослужением в этот воскресный день мы с вами слышали еще раз объяснение притчи о блудном сыне. Мы знаем, что в подготовительный период читалось Евангелие, содержащее притчу о блудном сыне. В богослужебных текстах в это воскресенье еще раз объясняется смысл этой притчи. Грешный человек обращается к Богу – Отцу своему, и Бог принимает его кающегося, дает ему первую одежду, «Богом истканную», то есть созданную Богом, которую человек потерял вследствие грехопадения и которую мы теряем, совершая грех.
Сегодня Святая Церковь совершает память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонийского и говорит нам о его личном подвиге. Воспитанник Святой Горы Афон, как и многие подвижники, которые жили на Афоне, он настолько освободился от телесного и возвысился духом до таких высот, что освящался Небесным светом, какой видели апостолы, когда Господь преобразился на горе Фавор. Опираясь на подлинный духовный опыт, святитель Григорий доказывает, в отличие тех, кто противился православному учению, с которыми он не просто вел полемику, а от которых много страдал, много терпел, но не отступал от того, что видение Фаворского света основано на Евангельском учении. То состояние, которое приобретает человек путем духовных подвигов, позволяет видеть Божественный свет, как его апостолы видели, который не может видеть обычный человек. Но Господь открыл подвижникам свою Божественную славу, открыл им свет, который сияет в Царствии Небесном, в котором будут пребывать все праведники, достигшие Царствия Небесного – главной цели нашей христианской жизни. Григорий Палама доказывает это не только в богословских спорах, но и личным духовным опытом и всей своей жизнью. Он показывает жизнь афонских подвижников и особенно отшельников. Они и физически мало общались с внешним миром, потому что были от него отделены. Но это еще не подвиг, хотя пребывать без общения бывает очень тяжело. Главный подвиг заключается в том, что они работали над собой. Афонские исихасты упражнялись в безмолвии, в отказе от того, что часто движет нами. Человек часто требует от окружающих внимания или оценки или, наоборот, пытается давать советы, навязывает свое мнение и этим не помогает другому, а подчиняет его себе, нагружая дополнительно. Эта тема очень важна, и мы имеем возможность возвращаться к ней во второе воскресенье Великого поста.
В сегодняшнем Евангельском чтении (Мк. 7 зач., 2:1-12) – тоже знакомая для нас тема – исцеление расслабленного в Капернауме. Господь исцелил его по вере других. Так и сказано: «видя веру их» (Мк. 2:5). Это значит, что, когда мы искренне заботимся о человеке, который, может быть, явно не участвует с нами в церковной жизни, но нуждается в настоящей поддержке, в нашей молитвенной помощи, по вере нашей Господь может такому человеку помочь. Отступать от этого не нужно. За другого человека невозможно принять решение, невозможно сделать за него необходимые шаги. Но молиться о нем, верить, что Господь по молитвам и вере других людей этому человеку дарует Свою милость, как это произошло с расслабленным в Капернауме, который получил исцеление души и тела. Что труднее – исцелить от неизлечимой болезни или простить грехи? То и другое сделать человеческими силами невозможно, а только с помощью Божией. И наше врачевание, к которому мы прибегаем, душевное и телесное, невозможно без Бога. Даже обращаясь к врачам с самыми обычными недугами, мы должны уповать на Господа. Тем более исцеление нашей души, прощение наших грехов зависит только от Бога, поэтому к Нему мы и должны обращать свои молитвы, свою веру и свою надежду.
Вчера я молился с владыкой Варсонофием. Владыка всегда говорит проповеди простым, доступным языком. Очень важным было определение о посте. Владыка говорил о значении Таинств, которые Господь даровал Церкви и к которым нужно прибегать, чтобы получить духовные дары. Одним из таких Таинств владыка назвал и пост. Пост не является самоцелью, а лишь средством для достижения духовных целей. Вместе с тем он помогает нам, укрепляет душу и направляет ее к правильной духовной жизни, пост действует, пост охраняет. Нужно только правильно настроиться на пост. Этого я всем и желаю на оставшееся время Святой Четыредесятницы. Пусть Господь укрепит нас на дальнейшее несение поста. Аминь».

Добавить комментарий