Главная » Приходская жизнь » 24 июня/7 июля – Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

24 июня/7 июля – Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

 

Тропарь Предтечи, глас 4:

Тропарь Предтечи, глас 4
Пророче и Предтече пришествия Христова, / достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: / неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися / славным и честным твоим рождеством, / и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Пророк и Предтеча пришествия Христова, / достойно восхвалить тебя не можем мы, / с любовью почитая тебя; / ибо бесплодие родившей и немота отца окончились / славным и священным твоим рождеством, / и воплощение Сына Божия миру возвещается.
Кондак, глас 3. Подобен: Дева днесь:

Кондак, глас 3. Подобен: Дева в сей день:
Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, / и той есть исполнение всякаго пророчества: / Егоже бо пророцы проповедаша, / на Сего во Иордане руку положив, / явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

Прежде бесплодная в сей день Христова Предтечу рождает, / и он – исполнение всякого пророчества. / Ибо на Того, Кого пророки предвозвестили, / он, во Иордане руку возложив, / явился слова Божия пророком, / провозвестником и вместе – Предтечей.
Величание:
Величаем тя, / Предтече Спасов Иоанне, / и чтим еже от неплодове / преславное рождество твое.

Величание
Величаем тебя, / Предтеча Спасителя, Иоанн, / и чтим бывшее от неплодной / преславное рождество твое.
Молитва:
Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю: пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первый надесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи: обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных: очисти убо мя, грехми оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит в Царствие Небесное. Аминь.

Молитва
Креститель Христов, проповедник покаяния! Не презри меня, кающегося, но вместе с Воинствами Небесными молись Владыке за меня, недостойного, унывающего, немощного и печального, во многие беды впадшего, утружденного бурными помыслами ума моего. Ибо я, вместилище злых дел, совсем не полагаю конца своему греховному обычаю: ведь ум мой пригвожден к земным вещам. Что делать, не ведаю, и к кому прибегну, чтобы спасена была душа моя, если не к тебе, святой Иоанн, соименный благодати? Ведь я знаю, что ты, после Богородицы, пред Господом больше всех рожденных: ибо ты сподобился коснуться главы Царя Христа, Агнца Божия подъемлющего грехи мира. Моли же Его за грешную мою душу, чтобы хотя бы отныне, в одиннадцатый час, понес я тяготу благую и получил награду с последними. Так, Креститель Христов, святой Предтеча, последний пророк, первый во благодати мученик, постников и пустынников наставник, чистоты учитель и ближайший друг Христов! Тебя молю, к тебе прибегаю: не лиши меня твоего заступничества, но воздвигни меня, впавшего во многие грехи; обнови душу мою покаянием, как вторым крещением, поскольку ты и того и другого начальник: крещением омываешь грех, покаяние же проповедуешь ко очищению каждого от дел скверных. Очисти же меня, грехами оскверненного, и побуди войти туда, куда ничто скверное не входит – в Царство Небесное. Аминь.

Слово настоятеля храма св. прав. Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской пл. протоиерея Михаила Подолея на праздник
Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Милостью Божию, дорогие братья и сестры, мы совершили Божественную литургию в праздник в честь Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Празднуя этот день, мы размышляем над тем, какую жизнь провел Иоанн Креститель.
В Евангелии мы с вами слышим, что на нем была рука Господня. Конечно, любое дело не совершается без Бога, тем более духовное, но Господь смотрит на человека, на его волю, на движение его души, его желаний. От этого состояния зависит, насколько раскроются в человеке те дары, которыми Господь его облагодетельствовал. Иногда люди ошибочно рассуждают: «Вот, ему-то Бог дает, ему все дал! А мне-то не дает». Получается, будто бы Бог неправильно наделяет людей дарами. Нет! Это не так. Конечно, избранничество Божие есть. Но оно заключается именно в этом: Бог смотрит на сердце человека, и по сердцу его дает человеку и его путь жизненный. И, если кто-то во что-то упирается, или расшибается, или разбивается обо что-то, этому человеку надо срочно-срочно подумать, куда он идет.
Проповедуя народу, призывая к покаянию, Иоанн Креститель готовит людей и внутренне к принятию Мессии. В это время уже очень на слуху было все, что должно совершиться. И весь мир, вся природа и, как некоторые святые отцы говорят, даже бесы предчувствовали рождение Спасителя, пришествие Его в мир. В преддверии этого бесы страшно восставали против человека, поэтому очень много мы читаем в Евангелии об исцелении именно бесноватых. Чувствовалось приближение великого события. Но без ориентира, без проповеди Иоанна Крестителя возможно ли было бы все правильно уразуметь тем, кому это нужно было, кто стремился к этому? Ведь именно Иоанн Креститель указал на Христа, грядущего к нему на Иордан: «Се Агнец Божий, который берет на себя грехи мира» (Ин. 1:29).
Очень сложная миссия была у Иоанна Крестителя, потому что подготовить внутренне сердца людей к приходу Спасителя – это не значит, приготовить что-то внешнее, создать какую-то обстановку. Задача была в том, чтобы помочь людям подготовиться внутренне. Это не какая-то внешняя облицовка. Вычищать нужно именно самые темные места, так как светлые сами будут светлыми. Так же и в человеческой душе. Очень важно обращать внимание именно на темные стороны души, потому что внешнее часто бывает таким наносным, таким ненадежным, что с этим даже страшно бывает человеку оставаться.
Будем чтить служение Иоанна Крестителя, будем просить у него покаяния настоящего, и будем надеяться, что по его молитвам мы сподобимся входа в Царствие Небесное очищенными, куда, как говорится в молитве ему, «ничего скверного не входит». Аминь.