Главная » Приходская жизнь » 16 июля 2017 года. Неделя 6-я по Пятидесятнице. Свт. Филиппа Московского

16 июля 2017 года. Неделя 6-я по Пятидесятнице. Свт. Филиппа Московского

Тропарь святителя Филиппа, глас 8
Первопрестольников преемниче,/ столпе Православия, истины поборниче,/ новый исповедниче, святителю Филиппе,/ положивый душу за паству твою,/ темже, яко имея дерзновение ко Христу,/ моли за град же и люди,// чтущия достойно святую память твою.
Кондак святителя Филиппа, глас 3
Православия наставника и истины провозвестника,/ Златоустаго ревнителя,/ Российскаго светильника, Филиппа премудраго восхвалим,/ пищею словес своих разумно чада своя питающа,/ той бо языком хваление пояше,/ устнама же пение вещаше,// яко таинник Божия благодати.

Воскресная проповедь настоятеля храма св. прав. Иоанна Кронштадтского прот. Михаила Подолея:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали в Апостольском чтении о служении в Церкви различными дарованиями Божиими и о правилах христианской жизни.
«И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (Рим. XII:6-14, зач. 110).
Эти слова каждый из нас может выписать, чтобы всегда иметь перед глазами, чтобы использовать их как руководство. Здесь речь идет о служении в Церкви теми дарованиями, которыми Бог наделяет каждого члена Церкви, и о правилах нашей христианской жизни. Существует много общественных правил. И они нужны. Но нам, христианам, еще нужно понимать, как вести себя в Церкви. Если мы не будем знать основных наших правил, деятельность наша не принесет нам никакой пользы. Апостол говорит о том, что внутри Церкви существуют люди с различными дарованиями и служениями, и о том, что никто не должен превозноситься. Каждый дар имеет свое назначение в общей жизни Церкви, а Церковь есть единый живой организм, одно тело во Христе (1Кор. 12, 27). Этот образ Церкви восходит к словам Спасителя: « Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5).
Наше понимание Церкви как единого организма, глава которого – Христос (Евр. 6, 23), сопровождает нас всю нашу жизнь. Если у нас будет такое понимание, то нам будем легко служить в Церкви. Нам не надо будет менять самочинно послушания, переходить с одного места на другое, мелкие обиды и недоразумения станут не важными. Мы будем трепетно и бережно относиться к своему послушанию, к тому месту, на которое нас Господь поставил.
Поразмышляем, что имел в виду апостол Павел, когда говорил о дарах в Церкви, например о пророчестве. В другом месте в его посланиях мы читаем: «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно о том, чтобы пророчествовать» (1Кор. 14,1). Пророчествовать – значит поучать верующих на понятном им языке. Это дар говорить о своей вере. Его каждый может почувствовать в себе, а может и не почувствовать. Часто жалуются, что не могут объяснить – на работе, своим близким и родным в семье – значение Таинств, значение того или иного праздника. Может быть, мы не пользуемся даром пророчества, о котором пишет апостол? Воспользуемся этим даром, чтобы на понятном всем языке объяснить нашим близким – детям, родителям, мужу или жене – свою веру.
Апостол пишет и о других послушаниях в Церкви. Словом «служение» (греч. – диакония) в ранних христианских общинах называлась раздача пищи на евхаристических трапезах. Учитель – тот, кто произносил проповеди. Увещатель, аналогично синогогальному, толковал прочитанный фрагмент из Священного Писания. Раздаватель – тот, кто заведовал распределением имущества среди бедных. Начальствующий – настоятель общины – распорядитель и администратор. Благотворитель – тот, кто заботится о бедных и несчастных. Сейчас благотворителями считают только богатых людей, которые жертвуют средства на большие проекты. Благотворительность в Церкви существовала с самого начала. Только она имела более конкретное значение: благотворительность – это служение больным, несчастным, бедным, обездоленным.
Всеми этими служениями Церковь богата, этими дарованиями богаты члены Церкви, те, кто живет со Христом. Только бы нам эти дарования в себе раскрывать.
В Евангельском чтении мы слышали об исцелении Господом нашим Иисусом Христом расслабленного в Капернауме (Мф. 9:1-8, зач. 29). Исцеление – акт Богочеловеческий. И чаще всего оно связано с верой самого больного или близких ему людей. Господь исцелил расслабленного по вере людей, которые его принесли, «видя веру их» (9:2). Это поддерживает нас, если мы сомневаемся, если нам не хватает дерзновения, смелости молиться за другого человека, молиться за своего ближнего, приводить его ко Господу как к Тому, Кто Единственный может исцелить и простить грехи, Кто имеет такую власть как Сын Человеческий и Сын Божий. Аминь».