Главная » Приходская жизнь » Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа относится к числу двунадесятых праздников Православной Церкви и празднуется 19 января.

Праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время крещения Бог явил (показал) Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святой сошел в виде голубя.
Накануне праздника (18 января) установлен пост. Этот день называется На́вечерием Богоявления (или Крещенским сочельником). В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник совершается освящение воды.

Тропарь праздника, глас 1:
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / Возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже, // и мир просвещей, слава Тебе.

Перевод тропаря с церковнославянского языка на русский:
Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, тогда открылось (на земле с особенной ясностью) явление Святой Троицы: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность этого слова (т. е. подтверждал свидетельство Бога Отца). Явившийся Христос Бог, и просветивший мир, слава Тебе.

Крещение Господа нашего Иисуса Христа
В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение.
Многим казалось, что настало давно ожидаемое время и что сам Иоанн есть тот Избавитель, Который утвердит Царство Божие на земле. Но на вопрошающие взоры людей великий пророк отвечал: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Иоанн считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» – исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. Когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Тогда Иоанн окончательно убедился, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Матфея (Мф. 3:13-17); от Марка (Мк. 1:9-11); от Луки (Лк. 3:16, 21-22); от Иоанна (Ин. 1:29-34).

Во время крещения Христос молился Своему Отцу Небесному, чтобы Он благословил и освятил начало Его мессианского служения. Для Иисуса Христа крещение в водах Иордана не было символом очищения, как для всех ветхозаветных людей, так как Христос был безгрешен. Но это было Божественное свидетельство о Его совершенной чистоте, святости и Богосыновстве.
В момент крещения Триипостасный Бог явился людям: Сын Божий крестился, Дух Святой нисходил на Него, Отец свидетельствовал о Сыне. Это было первое откровение Триединого Божества миру. Отныне Сын Человеческий начинает свое служение людям. Теперь те грехи, которые Иоанн Креститель омывал в «струях Иорданских», Христос берет на Себя, чтобы через крестные страдания спасти человеческий род от вечной смерти и примирить его с Отцом Небесным (вся земная жизнь Богочеловека является искупительным подвигом, который завершился в Гефсиманском саду и на Голгофе). Таким образом, служение Мессии, начатое омовением в воде Иордана, завершится кровавым омовением на Голгофе: омовением, которое очистит от греха многих. После крещения Иисус Христос, исполненный Духа Святого, покинул берега Иордана и направился вглубь пустыни Мертвого моря, чтобы в полном уединении, посте и молитве подготовить себя к великому служению искупления и спасения рода человеческого от греха и смерти.

Кондак праздника, глас 4:
Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси, и явился еси, // Свет Неприступный.

 

Святая вода (греч. «агиасма» — «святыня») — обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода, чудесно приобретающая освящающие (благодатные) и исцеляющие свойства после совершения особого молебна, именуемого водоосвящением.
Святая вода обязательно употребляется при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов и др. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.
Водоосвящение или водосвятие, бывает малое — совершаемое во всякое время на водосвятном молебне, и великое. Великое водоосвящение совершается дважды в году — в самый день Богоявления (19 января), а также накануне, в На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник и в самый день праздника Богоявления (Крещения Господня) при освящении воды совершается один и тот же чин.
Крещенская вода — это великая святыня, которая должна быть в доме у каждого православного христианина. Святую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением. Крещенскую воду не принято набирать и употреблять в больших количествах.

Молитва на принятие просфоры и святой воды
Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие ду́ши и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь.