В это воскресенье празднуется Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской совершается память святых, дата смерти которых неизвестна. В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 годов. Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.
Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых небесных заступников прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников).
Среди пострадавших за веру в ХХ веке – святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, избрание которого произошло в Храме Христа Спасителя (1925); святые царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик митрополит Серафим (Чичагов) (1937); ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918) и целый сонм святых явленных и неявленных.
Тропарь новомучеников, глас 4:
Днесь ра́достно лику́ет Це́рковь Ру́сская,/ прославля́ющи новому́ченики и испове́дники своя́:/ святи́тели и иере́и,/ ца́рственныя страстоте́рпцы, благове́рныя кня́зи и княги́ни,/ преподо́бныя мужи и жены/ и вся правосла́вныя христиа́ны,/ во дни гоне́ния безбо́жнаго/ жизнь свою́ за ве́ру во Христа́ положи́вшия/ и кровьми́ и́стину соблю́дшия./ Тех предста́тельством, Долготерпели́ве Го́споди,/ страну́ на́шу в Правосла́вии сохрани́// до сконча́ния ве́ка.
Кондак новомучеников, глас 3:
Днесь новому́ченицы Росси́йстии/ в ри́зах бе́лых предстоя́т А́нгцу Бо́жию/ и со Ангелы песнь побе́дную воспева́ют Бо́гу:/ благослове́ние, и сла́ва, и прему́дрость,/ и хвала́, и честь,/ и си́ла, и кре́пость/ на́шему Бо́гу// во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание новомучеников:
Величаем вас, / святии новомученицы и исповедницы Российстии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа// претерпели есте.
СВЯТЫЕ СРОДНИКИ
ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИЦА АФАНАСИЯ (ЛЕПЁШКИНА)
Преподобноисповедница Афанасия (в миру Александра Васильевна Лепёшкина) родилась 15 марта 1885 года в Москве в семье купцов. На протяжении нескольких поколений эта купеческая семья была известна своей щедрой благотворительностью, особенно на строительство и возобновление храмов.
В 1902 году Александра окончила Усачевско-Чернявское женское училище в Москве и в 17 лет поступила послушницей в Троице-Одигитриевскую Зосимову Пустынь Верейского уезда Московской губернии, строителем и жертвователем которой являлся прадед будущей игумении. Именно благодаря его трудам обитель в 1856 году утвердилась как монастырь. В 1904 году игумения Зосимовой пустыни София (Быкова) направила ее в Понетаевский монастырь обучаться иконописи. В Зосимову пустынь Александра Васильевна вернулась через полгода, и ее послушанием стало написание икон. В 1920 году Александра Васильевна была пострижена в мантию с именем Афанасия и была назначена игуменией Зосимовой пустыни. Время, когда ей пришлось управлять обителью, нельзя назвать благоприятным. По требованию властей монастырь был преобразован в сельскохозяйственную артель. К притеснениям прибавились скорби от болезней. Более двадцати лет матушка Афанасия страдала малярией, но не лечилась, и хроническое заболевание совсем подорвало ее здоровье. Незамедлительно требовалось лечение. Но как оставить монастырь? В его стенах около 300 сестер, из них 60 – беспомощные старушки. Игумения Афанасия сознавала свою ответственность за них. С Божией помощью алабинскому врачу М. М. Мелентьеву все же удавалось поставить болящую на ноги, и она вновь могла приняться за свои дела. Все эти годы церковная служба не прерывалась.
В 1928 году власти закрыли обитель. Игумения Афанасия вместе с пожилой монахиней Антонией и послушницей Евдокией Бучиневой переехала в село Алабино Наро-Фоминского района. Игумения Афанасия и ее малая община продолжала жить по монастырскому уставу.
М. М. Мелентьев видел игумению Афанасию в день ее ареста: «В первый день Троицы 1931 года я пришел к игумении Афанасии. Нашел я ее в небольшом перелеске. Она только что пережила очередное воспаление легких, была слаба, и все ее радовало в ее возвращении к жизни. Стоял чудесный день, жужжали пчелы, пахло лесом. Божий мир стоял во всей своей красе». Через час после его ухода явились сотрудники НКВД, обыскали дом и увезли игумению Афанасию в Наро-Фоминск.
Ее обвинили в антисоветской деятельности и агитации, направленной на срыв коллективизации. В протоколе допроса есть такие ее слова: «Во время пребывания моего в монастыре я крепко была предана Богу и так же предана Ему в настоящее время и готова за Бога и за Христа жизнь положить».
Через несколько дней после ареста состояние здоровья игумении Афанасии ухудшилось, и ее отправили в больницу. Вместе с игуменией Афанасией была арестована и послушница Евдокия. 10 июня 1931 года тройка ОГПУ приговорила их к пяти годам ссылки в Казахстан. К месту ссылки отправили этапом. На второй день по прибытии туда игумения Афанасия скончалась, а на следующий день – послушница Евдокия.
Игумения Афанасия (Лепёшкина) причислена к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.