» » 14 августа. Начало Успенского поста. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их мц. Соломонии (Саломии) и учителя их мч. Елеазара.

14 августа. Начало Успенского поста. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их мц. Соломонии (Саломии) и учителя их мч. Елеазара.

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ, ПОЗДРАВЛЯЕМ ВАС С ПРАЗДНИКОМ!
ПУСТЬ ГОСПОДЬ МИЛОСТИВНО СПОДОБИТ НАС ДОСТРОИТЬ ХРАМ И В НЕМ ПОСЛУЖИТЬ, НАУЧИВШИСЬ НАСТОЯЩЕМУ СМИРЕНИЮ И ТЕРПЕНИЮ!

 

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста». В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника:: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

Тропарь, глас 1

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя // и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Кондак, глас 4

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на супоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра // непобеди́мую побе́ду.

 

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174) с волжскими булгарами в 1164 году.

Тропарь, глас 8

С Вы́шних призира́я, убо́гия прие́мля,/ посети́ нас, озло́бленныя грехи́, Влады́ко Всеми́лостиве,// моли́твами Богоро́дицы да́руй душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 4

Вся́кия скве́рны, Всеми́лостивый Спа́се, аз бых де́латель,/ и во отча́яния ров впа́дся,/ но стеню́ от се́рдца, и вопию́ к Тебе́, Сло́ве:/ ускори́, Ще́дрый, и потщи́ся на по́мощь на́шу,// я́ко Ми́лостив.

 

Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их мц. Соломонии (Саломии) и учителя их мч. Елеазара

В 166 г. до Рождества Христова жил в Иудее некто Еле­азар, свя­щен­ник и за­ко­но­учи­тель, уже до­стиг­ший ста­ро­сти, но весь­ма бла­го­об­раз­ный ви­дом, слав­ный сво­ею муд­ро­стью и бла­го­че­сти­ем. Его при­ве­ли к му­чи­те­лю и ста­ли за­став­лять есть сви­ное мя­со, что бы­ло стро­го за­пре­ще­но Бо­гом в Вет­хом За­ве­те. Но Еле­азар со­гла­сил­ся луч­ше уме­реть слав­ной му­че­ни­че­ской смер­тью за за­кон Бо­жий, неже­ли со­хра­нить через его на­ру­ше­ние бес­чест­ную и про­гнев­ля­ю­щую Бо­га жизнь. Во вре­мя ве­ли­ких му­че­ний, ко­гда от ран свя­щен­ник Бо­жий уже при­бли­жал­ся к смер­ти, он, за­сто­нав, ска­зал: «Гос­по­ду, име­ю­ще­му со­вер­шен­ное ве­де­ние, из­вест­но, что я, имея воз­мож­ность из­ба­вить­ся от смер­ти, при­ни­маю же­сто­кие стра­да­ния и охот­но терп­лю их по стра­ху пе­ред Бо­гом».

Бы­ли схва­че­ны и семь уче­ни­ков свя­то­го Еле­аза­ра, бра­тья Мак­ка­веи Авим, Ан­то­нин, Гу­рий, Еле­азар, Ев­се­вон, Алим и Мар­келл, и с ни­ми их мать Со­ло­мо­ния. Их при­ве­ли к без­за­кон­но­му ца­рю и так­же ста­ли при­нуж­дать есть недоз­во­лен­ную пи­щу. То­гда один из них, от­ве­чая за всех, ска­зал: «Мы го­то­вы луч­ше уме­реть, чем пре­сту­пить за­ко­ны». Царь при­ка­зал от­ре­зать ему язык, со­драть с те­ла ко­жу и от­сечь ру­ки и но­ги на ви­ду у про­чих бра­тьев и ма­те­ри. Ли­шен­но­го всех чле­нов, но еще ды­ша­ще­го юно­шу бро­си­ли на огром­ную рас­ка­лен­ную ско­во­ро­ду. Ко­гда умер пер­вый, вы­ве­ли на по­ру­га­ние вто­ро­го, и он при­нял му­че­ние та­ким же об­ра­зом. Уже при по­след­нем из­ды­ха­нии он ска­зал: «Ты, му­чи­тель, ли­ша­ешь нас на­сто­я­щей жиз­ни, но Царь ми­ра вос­кре­сит нас, умер­ших за Его за­ко­ны, для жиз­ни веч­ной». Ко­гда му­чи­ли тре­тье­го и хо­те­ли ему от­ре­зать язык, он тот­час вы­ста­вил его, неустра­ши­мо про­тя­нув и ру­ки, и му­же­ствен­но ска­зал: «От Бо­га я по­лу­чил их, и за за­ко­ны Его не жа­лею их, и от Него на­де­юсь опять по­лу­чить их». Да­же му­чи­те­ли бы­ли изум­ле­ны та­ким му­же­ством юно­ши. По­том слав­ную му­че­ни­че­скую кон­чи­ну при­ня­ли еще трое бра­тьев Мак­ка­ве­ев. Седь­мо­му же, са­мо­му млад­ше­му, мать их, свя­тая Со­ло­мо­ния, ска­за­ла: «Умо­ляю те­бя, ди­тя мое, по­смот­ри на небо и зем­лю и по­знай, что все со­тво­рил Бог из ни­че­го и что так про­изо­шел и род че­ло­ве­че­ский. Не стра­шись это­го убий­цы, но будь до­стой­ным бра­тьев тво­их и при­ми смерть, чтобы я по ми­ло­сти Бо­жи­ей опять при­об­ре­ла те­бя с бра­тья­ми тво­и­ми». По­сле сы­но­вей скон­ча­лась и мать, ра­дост­но бла­го­да­ря Бо­га за то, что она са­ма и де­ти по­ло­жи­ли ду­ши за за­кон Гос­по­да Все­дер­жи­те­ля.

Тропарь, глас 1

Боле́зньми святы́х, и́миже о Тебе́ пострада́ша,/ умоле́н бу́ди, Го́споди,/ и вся на́ша боле́зни исцели́,// Человеколю́бче, мо́лимся.

Кондак, глас 2

Прему́дрости Бо́жия столпи́ седмочи́сленнии,/ и Боже́ственнаго Све́та свети́льницы седмосве́щнии,/ Маккаве́и всему́дрии,/ пре́жде му́чеников преве́лии му́ченицы,/ с ни́миже всех Бо́гу моли́теся,// спасти́ся почита́ющим вас.