» » Воскресная проповедь настоятеля храма на евангельское чтение (Лк. 8: 5-15)

Воскресная проповедь настоятеля храма на евангельское чтение (Лк. 8: 5-15)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие браться и сестры, сегодня 22-е воскресенье по Пятидесятнице. В Евангельском чтении на этот день (Лк. 8:5-15) мы слышали притчу Господа нашего Иисуса Христа о сеятеле. Мы слышали об отношении Бога к человеку. Он обращает Свое слово к глупому и умному, к злому доброму, к бедному, и богатому – ко всем людям. И делает так Господь, чтобы каждый имел возможность принять Его слово и обновлять свою жизнь, потому что только слово Божие животворит.

В Евангельском чтении мы слышали и объяснение притчи Самим Господом. Он дает ответы вопрошающим Его ученикам, и нам все становится понятно. Но нам часто не понятно то, о чем мы должны всегда помнить: мертва и безобразна сама по себе греховная природа падшего человека; но когда сеется в ней живое слово Божие, возникает новая жизнь. Слово Божие – это духовное семя, от которого рождается духовный человек.

Что же получается? Так много теряется семян, так много погибает из того, что Сеятель посеял. Три части погибают, и только четвертая дает плоды. Это жизнь мира сего, это все то, чем связаны люди на земле; все то, что они могут показать на самом деле, без Бога, тогда, когда они недостаточно принимают в сердце свое слово Божие, когда живут поверхностно, когда надеются только на себя, когда строят планы только земные. Вот и получается такой страшный результат.

Наша же задача заключается в том, чтобы мы с вами понимали, что Господь делает все правильно. Как рассуждает святитель Иоанн Златоуст, если бы то, о чем мы слышали в притчах, относилось к земледельцу в обычном смысле, если бы вышел человек и сеял бы семена и на дороге, и в каменистую почву, и в заросли терния, это было бы неразумно. «…но не то бывает с существами разумными, — говорит святитель. — И дорога может быть не открытой для всякого проходящего и не попираться его ногами, а может сделаться тучною нивою». Когда так происходит? Когда мы не будем увлекаемы всем, что нам попадается на пути, когда не будем принимать все помыслы, все развлечения, которые нам предлагаются на каждом шагу!

Что такое каменистая почва? Человек может быть очень чувствительным, восприимчивым к хорошему, сразу с радостью принимает все доброе. И кажется, что посеянное уже дало всходы. Но при этом коснись какого-нибудь серьезного задания, где нужно жертвовать собой, где нужно отказываться от чего-то, человек тут же угасает, как будто и не было ничего посеяно в его душе. У таких людей часто чувствительность проявляется в обидах, в непонимании других. Они себя очень тонко чувствуют, а чуткости и восприимчивости к Слову Божию у них нет. Но Иоанн Златоуст говорит, что каменистая почва может стать плодородной землей. Это станет возможным, если мы будем стремиться по-настоящему, глубоко и серьезно вникать в Слово Божие, а не лелеять свои переживания и чувства.

Также и тернии. По мысли святителя Иоанна Златоуста, Господь и там сеет, потому что «и терние может быть истреблено, и семена могут расти беспрепятственно». Есть возможность такая. Суетная, слишком большая привязанность мыслями и сердцем ко всему земному и есть терние. Когда оно чрезмерно вырастает, то нет уже места Слову Божию. «У меня нет времени и места для Тебя, Господи, потому что я занимаюсь только тем, что я вижу и что я хочу», — может сказать такой человек. Вот что имеется в виду. Вот в таких обстоятельствах семя погибает. Не надо впадать в крайности и переставать заботиться о своих близких, о своем жилище, о повседневных делах. Но, чтобы терние суеты не заглушило Слово Божие, не мешало его восприятию, не надо к этому всему привязываться чрезмерно.

Доброе сердце, чистое, принимает Слово Божие. Но и здесь мы не должны расслабляться. Святитель Григорий Нисский говорит: «С восхождением добродетели вместе восходит и злокозненность противника, отыскивающая применительно к каждому поводы к совращению в грех» («О бесах»). Иными словами, человек наполняет свою жизнь делами добра, но и диавол не дремлет, не спит, ищет уязвимые места, чтобы уловить в свои сети. Поэтому нужно открытым сердцем принимать Слово Божие и все доброе в терпении стяжать. Нельзя выбирать: здесь я буду добродетельным, а где-то не потерплю, что-то я принимаю, а это мне не нужно, с кем-то буду приветлив и добр, а кто-то мне не нужен. Надо с терпением принимать все.

Мы научаемся этой притчей самому главному: мы мертвы без Бога. Будем всеми силами своей души, всем сердцем принимать то, что нам Господь говорит и исполнять Его волю для нашего спасения. Аминь.