Главная » Приходская жизнь » Воскресная проповедь настоятеля нашего храма протоиерея Михаила Подолея

Воскресная проповедь настоятеля нашего храма протоиерея Михаила Подолея

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня 23-е воскресенье по Пятидесятнице. Оно совпадает с праздником Казанской Божией Матери. Святая Церковь сегодня призывает нас к тихому и доброму пристанищу – Божией Матери, чтобы мы под Ее покровом проводили свою жизнь.

Хочу обратить ваше внимание на рядовые чтения Евангелия и Апостола этого дня. Они напоминают нам об отношении к нашей жизни и к себе. Конечно, мы можем смотреть на образы богача и бедного Лазаря как на что-то внешнее. Но это может касаться и нас с вами. Как они – и один, и другой – прожили свою жизнь и дошли до ее окончания, так и каждый из нас проживет свою жизнь и дойдет до своей кончины.

Это Евангелие раскрывает тайну душ после смерти. Мы должны знать об этом, потому что мы же сами иногда вопрошаем, другим нужно отвечать, как может быть. Посмертное состояние души может быть адское, мучительное и может быть блаженное, райское. Лоно Авраама означает рай. Обратите внимание на фреску на западной стене храма, где изображены Авраам и его дети. Чада Авраама – чада послушания, чада веры – люди, которые шли по пути спасения. Сегодняшнее Евангелие нам об этом тоже напоминает.

Так обо всем, что касается нас, мы должны рассуждать правильно и о богатстве, и о бедности, потому что то и другое посылается Богом, то и другое может служить и ко спасению, и к погибели. Само по себе богатство не есть зло, так же как сама по себе бедность не может оправдывать человека всегда, в любом состоянии. В Евангелии сказано, что богатому больше препятствий на пути ко спасению. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф., 19:24; Лк. 18:25). Богатство отнимает много времени и сил. Если богатство употребляется только в эгоистических целях, оно приводит к тому, к чему привело евангельского богача, который прожил свою жизнь в большом достатке, но беспечно. Такие люди часто искусственно создают себе излишние потребности – чем больше у них есть, тем больше хочется. И еще возникает греховная самонадеянность. Когда у человека все есть, кажется, ему не надо ни на кого надеяться, ему нечего ни у кого просить, ему не нужно ни перед кем смиряться и т.п.

Состояние неимущего тоже само по себе не оправдывает. В этом положении люди часто злятся, что у них нет того, что есть у других. Часто зарабатывая меньше, бедный обижается на Бога. Этим он хулит Бога, потому что, если принимать все, что ниспослано нам, все обращается на пользу.

Но ни о материальных, ни о душевных, ни о духовных благах мы с вами не можем рассуждать по-иному, а только так, как мы с вами сегодня слышали в Апостольском чтении: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы − Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять», – говорит апостол Павел (Еф. 8-10). Все посылается Богом! И наша вера – тоже дар Божий, и наше спасение в Его руках!

И еще что можно сказать? Мы всегда должны помнить о Боге и о человеке и быть милосердными и к бедным, и к просящим, и к тем, кто обижается на нас, и к тем, кто нам должен, и к тем, кто нас не понимает, и к тем, у кого мы просим и от кого что-то ждем. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если уничтожится милосердие на земле, то все погибнет и истребится». Аминь.