» » Неделя 31-я по Пятидесятнице, святых праотец. Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея

Неделя 31-я по Пятидесятнице, святых праотец. Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея

Сегодняшнее воскресенье, дорогие братья и сестры, в церковном календаре называется Неделей святых праотец. В предпоследнее воскресенье перед великим праздником Рождества Христова Церковь вспоминает ветхозаветных праведников, которые жили до прихода в мир Христа Спасителя и были оправданы своей верой в пришествие Мессии.

То, что мы знаем о них из Ветхого Завета – не какие-то придуманные красивые истории, не рассказы о каких-то сверхъестественных явлениях, а человеческие жизни. Такие жизни, которые служат и нам, живущим во время Нового Завета, живущим по благодати, как говорит апостол Павел, примером веры, благочестия и многих других добродетелей, которые показали святые праотцы еще в Ветхом Завете.

Среди ветхозаветных праведников – все родоначальники народа Божия, жившие до Синайского законодательства от Адама до Иосифа Обручника; пророки, предвозвестившие пришествие Христово от Самуила до Иоанна Крестителя.

Особо в этот день вспоминаются святые отроки Анания, Азария и Мисаил в пещи вавилонской, которые стали примером преданности отеческим законам и вере своих отцов. Несмотря на то, что они были воспитаны при дворе вавилонского царя, куда попали во время вавилонского пленения, когда настало время испытаний их веры и преданности Отечеству, они остались верными. Будучи вверженными в печь, отроки и среди пламени продолжали славить Бога. И Бог сохранил их невредимыми.

В этом событии Святая Церковь усматривает прообраз Рождения Спасителя от Божией Матери, которая по Рождестве Его осталась девой. Еще здесь есть замечательный момент, на который следует обратить внимание. Три отрока были брошены в печь, но присутствовавшие при казни видели четвертого мужа месте с ними. Они видели там Сына Божия, явившегося спасти их. Это глубокий богословский посыл, чтобы мы понимали: ни одно событие в Ветхом Завете не могло происходить просто так. Все, о чем мы там читаем, служило Рождению в мир Спасителя и приближало это великое событие. На первый взгляд это может быть непонятно. Многим людям, если они поверхностно читают Ветхий Завет, кажется, что вся ветхозаветная история – всего лишь череда жестоких войн, бессмысленных убийств и откровенного обмана. Сегодняшний день обязывает смотреть по-другому на эти события, на жизни святых мужей. Какие добродетели перед нами! Кротость и незлобие первого в мире мученика Авеля, ревность о прославлении имени Божия Еноса, высокое богомыслие и страх Божий Еноха, твердость в вере и праведности Ноя, чудная вера и послушание Богу Авраама, кротость и покаяние Давида, государственная мудрость Моисея и Самуила, богомыслие пророков Илии и Елисея, любовь к своему народу Иудифи и Есфири, верность законам отцов отроков Анании, Азарии и Мисаила. Здесь можно вспомнить и многих других праведников с их добродетелями, о которых святитель Григорий Богослов говорит, что каждая из этих добродетелей показывает путь в Царство Небесное, к спасению. Как различные виды жизни, так и разные обители у Отца Небесного. Святитель призывает нас подражать этим добродетелям. Если возможно, кто-то одну добродетель сможет развить в себе, кто-то другую. Если, действительно, задуматься о том, что явили собой жизни этих людей, то мы увидим, что их жизни привели их ко спасению.

Нужно подражать им, их жизни. Сегодня апостол Павел нас призывает к тому, чтобы мы стремились к святости, любви и благочестию. Почему это нужно? Если мы будем приуготовлять себя к встрече с Господом, если мы будем стяжать эти добродетели, то, «когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3, 4). Аминь.