» » Проповедь настоятеля нашего храма протоиерея Михаила Подолея в Неделю сыропустную

Проповедь настоятеля нашего храма протоиерея Михаила Подолея в Неделю сыропустную

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня последнее воскресенье перед началом Великого поста. В этот день мы должны каждый раз напоминать себе, что человек лишился рая за непослушание Богу, в каком состоянии он пребывал в раю, что он теряет вследствие грехопадения и что нам приуготовано для того, чтобы обрести рай снова.

В этот день воспоминается изгнание Адама и Евы из рая: накануне поста Церковь напоминает верующим о том, что человек был создан для жизни в раю и что он отпал от райского блаженства из-за непослушания Богу.

Богослужебные тексты всегда помогают нам понять смысл праздника. Многие вопросы, которые мы называем богословскими, и вопросы личного благочестия мы бы не смогли сформулировать так правильно и полезно, если бы не было церковной службы. Богослужебные тексты написаны святыми людьми, жившими чистой богоугодной жизнью. Тексты для богослужения сегодняшнего дня написаны от лица кающегося христианина, который отождествляет себя с падшим Адамом, потому что грех Адама повторяется в опыте каждого человека. Как бы мы себе это не представляли, этот опыт имеет каждый родившийся человек. «Одежды, сотканной Богом, я лишился, окаянный, ослушавшись Твоей Божественной заповеди по совету врага, и облекся ныне в листья смоковницы и кожаные одежды. Я осужден на то, чтобы в поте лица добывать хлеб, а земля проклята, чтобы приносить мне терния и волчцы (Быт. 3, 18-19). Но Ты, воплотившийся от Девы в конце времен, позвав меня, введи снова в рай».

Адам изгнан из-за ослушания, прельщенный словами женщины. Церковь предписывает нам использовать время поста так, чтобы, слушаясь евангельских заповедей, снова воспринять жилище рая.

Пример прародителей показывает нам всю тяжесть греха и его пагубное последствие и научает избегать невоздержания как начала и источника грехов и обращаться к покаянию как единственному средству избавления от гнева и суда Божия.

В богослужебных текстах очень красиво описывается состояние рая. Даже есть молитва, обращенная к раю, как к Самому Богу. Рай называется «вседобродетельный, всесвятый, всебогатый».

«Сладок вкус плод разума во Едеме яви ми ся насыщшемуся снеди», — то есть, в начале запретный плод был сладок. Но «в желчи же бысть конец его», — иными словами, в конце он оказался горьким. Люди в течение всей своей истории стремятся именно к тому, чем искусился Адам, – любыми путями и способами вкусить знания, считая, что именно это принесет им счастье и благополучие. И часто этот плод познания сначала кажется сладким, а потом – горьким.

Каким же был человек до грехопадения? Этим вопросом мы должны задаваться всегда, но в этот день особенно следует обратить на него внимание. Отвечать на этот вопрос надо так, как учит нас Святая Церковь: человек вышел из рук Творца совершенным. Премудрый Екклесиаст говорит: «Я нашел, что Бог сотворил человека правым» (Еккл. 7, 29). Конечно, это было не то совершенство, которое достигается в результате продолжительной, целеустремленной деятельности и составляет нравственную цель человека. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», — говорит Господь. Это было лишь изначальное совершенство его богозданной природы, которое означало, что человек со всеми его силами и способностями вполне отвечает тому назначению, для которого он был создан.

Главное еще и то, что человек имел возможность не грешить, чего не имеет он сейчас. Однако человек с самого начала нуждался в постоянном содействии Божием, чтобы могла раскрыться и развиться заданная его богоподобная природа. Здесь мы уже говорим об учении Церкви о человеке. Это очень правильно нужно понимать, потому что и рай некоторыми часто воспринимается легковесно. Они думают, что там ничего не надо было делать, Адам и Ева просто сидели и наслаждались. А между тем человек был призван к совершенствованию, чтобы стать подобным Отцу Небесному. Средства и силы для этого у него были. Они изначально заданы Творцом.

В первоначальном, благодатном, состоянии разум и воля человека находились на высокой степени совершенства. Ум человека был чистым, светлым и чуждым заблуждений (но, конечно, не в состоянии полного разумения). Воля не знала внутренней борьбы между добром и злом, имела преимущественное влечение к добру (но при этом она не была в состоянии непоколебимой святости).

Сердце человека было чистым. На основании чего мы об этом говорим? «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2, 25). Сердце не возмущалось никакими греховными пристрастиями.

Каким было тело человека в раю? Эта тема нам особенно близка. Мы часто и много думаем о теле, заботимся о нем, не задумываясь о том, какую пользу принесет это душе. Так вот, тело человека в раю было другим. Оно было свободно от состояния младенческой немощи, лишено болезней, скорбей, бедствий и смерти и не являлось темницей для души. Оно было чистым, гибким и послушным орудием духа человека, чего нет сейчас. Отчего мы, желая быть добрыми, остаемся рабами своих страстей? Оттого, что плоть, господствуя над духом, до того ослабляет дух, что он сам грубеет и как бы сливается с плотью. Вспомним из истории период перед Всемирным потопом. Господь перед потопом посмотрел на людей и не нашел в них духа: «…не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть» (Быт. 6, 3). Это и есть порабощение плотью духа, когда заканчивается всякое разумное движение человека, и его жизнь превращается в безумие.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, в дни Великого поста будем слышать частое призывание к покаянию и будем исповедоваться. Хочу обратить ваше внимание и на то, как мы должны понимать само Таинство покаяния, его происхождение. Святые отцы свидетельствуют, что исповедь имеет райское происхождение. Как мы знаем, Господь установил все Таинства Церковные, которыми мы спасаемся в Церкви. С самого начала Господом были предусмотрены все средства, которые были бы полезны человеку. Господь всегда их употреблял. Но употреблял ли их человек? Господь спросил согрешившего Адама в раю: «Адам, где ты?». Если бы Адам открылся, пошел навстречу Богу, все могло быть иначе…

В заключение хочу сказать: для нас главное – исправлять свою жизнь, чтобы мы снова были введены в рай через нашу жизнь, которая нам дана для нашего спасения. Аминь!