Главная » Приходская жизнь » Страстна́я седмица. Воскресная проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея

Страстна́я седмица. Воскресная проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея

Страстна́я седмица представляет собой особый период в литургической жизни Православной Церкви. Каждый день этой седмицы в Триоди постной называется «святым и великим». В дни Страстной седмицы не совершаются памяти святых, отменяется поминовение усопших: все внимание верующих сосредоточено на сопереживании страждущему Спасителю.

Воскресная проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником Входа Господня в Иерусалим. Мы с вами духовно участвуем во встрече Господа, грядущего в Иерусалим на страдания. Мы должны понимать, что духовное трезвение, духовное бодрствование помогает человеку не сделать самых страшных ошибок в его жизни, не оступиться, не уклониться в ненужную сторону, потому что во все времена человек бывает искушаем от диавола. И очень часто тем, что принимает искушение, человек закрывает для себя истину, закрывает для себя то, что Господь для него приготовил – его путь, его терпение, его крест. Бывает так, что человек уклоняется от своего спасительного пути. Это бывает тогда, когда предается человек своеволию. Пусть этот день праздника Входа Господня в Иерусалим укрепит нас духовно, поможет нам очистить свои сердца и свой разум, чтобы мы еще больше приблизились к тому, о чем Церковь будет повествовать нам в великие и святые дни Страстной седмицы, чтобы мы лучше понимали смысл страданий нашего Господа. Он взошел на крест за наши грехи.

По традиции, в сегодняшний день хочу более подробно остановиться на всех днях Страстной седмицы, как это следует по богослужению.

Великий Понедельник. В богослужении этого дня Святая Церковь приглашает нас сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы жить с Ним вечно. В таинственном созерцании, сближая события Ветхого и Нового Заветов, Церковь показывает нам грядущие невинные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа, по зависти братьев невинно проданного и униженного, но после восстановленного Богом.

Из событий Евангельских Церковь вспоминает иссушение бесплодной смоковницы. Бесплодная смоковница, по учению Церкви, изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень Закона. Но эта смоковница изображает и всякую душу, не приносящую плода покаяния.

На Литургии чтением Евангелия Церковь напоминает судьбу богоотступнического народа Иудейского и кончину мира.

Великий Вторник. На Утрени этого дня вспоминаются события, описанные у евангелиста Матфея: подать кесарю, саддукеи о воскресении мертвых, когда они искушали Господа, наибольшая заповедь, предостережение от книжников и фарисеев и скорбь Господа об Иерусалиме. Содержание всей службы, в целом, заимствовано из притч О десяти девах, о талантах и из продолжения того, что читалось в понедельник о Втором пришествии Христовом.

Церковь особенно внушает нам необходимость духовного бодрствования.

Великая Среда. Ночь на среду Господь провел в Вифании. Здесь, в доме Симона Прокаженного, в то время как в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить, некая жена грешница возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем приготовила Его на погребение, как судил Сам Господь о ее поступке. У Иуды, в его душе, родилось преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя. В церковной службе Великой Среды прославляется жена грешница и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.

Великий Четверток (именно так в церковном календаре называется четверг). В богослужении этого дня вспоминается событие, предварившее шествие Спасителя на вольную страсть. А именно: совершение Иисусом Христом Пасхальной вечери, с умовением ног и установлением Таинства Евхаристии и предательство Иуды. В Апостольском чтении изображены как установление Таинства, так и цель его и достойное приготовление к нему и принятие его.

Евангелие, которое читается на Литургии, повествует об обстоятельствах, предшествовавших Тайной Вечере, сопровождавших ее и последовавших за нею. Читаются выбранные повествования святых евангелистов Матфея, Луки, Марка и Иоанна Богослова – составное Евангелие.

Великий Пяток. Все богослужение этого дня посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных Страстей и Крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый и новый подвиг искупительных страданий Спасителя. Отголосок этих страданий слышен в каждом слове нашего богослужения, единственного и несравненного как по силе умиления и трогательности, так и по глубине безграничного сострадания страждущему Спасителю. Святая Церковь раскрывает перед очами верующих полную картину спасительных страданий Господних – от кровавого пота в Гефсиманском саду до Голгофы.

Великая Суббота. Святая Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душой во ад, введение разбойника в рай, пребывание на престоле со Отцом и Духом. Вместе с тем, Церковь предуказывает наступление великого события – Воскресения Христова. Все богослужение Великой субботы представляет чудное, беспримерное сочетание самых противоположных чувствований: скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования. Богослужение Великой субботы говорит о времени между смертью Христа и Его Воскресением. В службе мы услышим песнопения и воскресные, и Великой субботы. Это соответствует и мистическому смыслу празднуемого времени. Победа Христа над смертью, Его поражение недр адовых предшествует видимому Воскресению. Это время по ценности и смыслу превосходит все, в нем совершается освящение нового мира.

Всем нам, дорогие братья и сестры, желаю сил, здоровья, времени и, особенно, разумения посетить по возможности эти богослужения на Страстной неделе и обязательно, без каких-то других мыслей и планов, прийти на пасхальную службу. И еще: каждый год я вам даю нетяжелое задание – привести с собой на пасхальную службу всех своих домашних. Это будет ваша самая большая радость на Пасху. Аминь!