Главная » Приходская жизнь » Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325). Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325). Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея

Тропарь, глас 8

Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.

Кондак, глас 8

Апо́стол пропове́дание и оте́ц догма́ты/ Це́ркви еди́ну ве́ру запечатле́ша,/ я́же и ри́зу нося́щи и́стины, истка́ну от е́же свы́ше богосло́вия,// исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство.

Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, 7-я Неделя по Пасхе. В церковном календаре – переходящее празднование святых отцов I Вселенского собора.

Изучая историю Церкви, мы обязательно встречаемся с темой Вселенских соборов, потому что именно там формулировались основные догматы нашей веры, которыми Церковь живет до сего дня и будет жить до скончания века. Начало Вселенским соборам было положено Собором, который состоялся в Никее в 325 году. Собор был инициирован Александрийским Патриархом Александром и созван императором Константином, потому что возникла опасность для внутренней жизни Церкви. Казалось бы, только что закончились гонения. Император Константин своим Индиктом дал христианам свободу, какую они не имели три предыдущих века и даже представить не могли, что у них будет такая свобода. Но именно в этот момент возникает внутренняя опасность. Сам император Константин говорил о том, что он радовался возможности дать христианам жить свободно. При этом император опасался уже не внешних притеснений, а возникновения внутренних опасностей, которые страшнее, потому что скрываются под маской благочестия. Речь идет о ереси Ария. Он и его последователи искажали учение о Втором Лице Святой Троицы – о Господе нашем Иисусе Христе. Они отрицали Его Божественную природу. Это лжеучение крайне опасно для церковной веры, потому что в нем не просто умаляется служение Господа нашего Иисуса Христа, а становится невозможным спасение человека. Господь родился на земле, пришел в мир, чтобы спасти человеческий род. Он проповедовал, страдал, умер на Кресте и воскрес, вознесся на Небеса для того, чтобы природа человеческая, обновленная в Нем, смогла пройти в Рай.

Конечно, на защиту православия встали самые лучшие представители Церкви. Среди них – Патриарх Александрийский Александр, который прибыл на Собор с диаконом Афанасием, будущим епископом Александрийским. Его речи, его слова стали самыми убедительными для всех членов Собора. Благодаря этому сейчас мы, когда читаем и поем Символ веры и когда исповедуем Второе Лицо Святой Троицы, говорим: «…единосущна Отцу, Имже вся быша». Ариане выступали именно против этого. Они утверждали: было время, когда Сына Божиего не было, что Он был рожден, как творение, как тварное существо. В I Вселенском соборе принимали участие 318 епископов. Среди них – святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский. Эти имена навечно вписаны в историю Церкви, в историю I Вселенского собора. Если бы не было I Вселенского собора, не было бы и дальнейшего развития церковной жизни, не было бы и последующих Вселенских соборов.

Хочу обратить ваше внимание на деяния этого Собора. Было установлено празднование Пасхи. До этого на территории Империи в разных местах Пасха праздновалась в разное время. Собор постановил, что Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего солнцестояния. Важно, что Пасхалия была принята в таком виде, что христианская Пасха никогда не может совпадать с иудейской. Если строго следовать Пасхалии, то никогда – ни в прошлом, ни в будущем, наша Пасха с иудейской Пасхой не совпадает. Это правильный посыл, очень важный для нашей веры. Мы знаем, что это соответствует и Евангельской истории: Воскресение Христово произошло позже первого дня иудейской Пасхи.

Мы очень высоко ценим и прославляем святых мужей, которые собрались в Никее в 325 году, чтобы сохранить чистоту церковной веры, чтобы дальнейшее развитие в Церкви, в том числе и догматическое, шло без препятствий, чтобы не было сомнений в том, что Церковь приняла от Господа через святых апостолов.

Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют Ея» (Мф. 16:18). Это, действительно, так. Но соблазнов, искушений, препятствий встречается множество. Они встречаются и после I Вселенского собора, и после второго, и после седьмого. Казалось бы, сформулировано и объяснено человеческим языком все, что Господь даровал нам, чтобы каждый мог принять и правильно исповедовать Господа, свою веру и спасаться. Для этого было бы достаточно того, что сделали Вселенские соборы. Но все равно возникает необходимость в том, чтобы Церковь свидетельствовала о Господе. И это свидетельство будет до конца мира.

Мы должны понимать, что тоже находимся на страже и должны быть свидетелями Истины. Господь тоже к нам обращается: «Идите и научите» (Мф. 28:19). Каждый, кто стал учеником Господа, отвечает не только за себя, но и за всю Церковь. Он всей своей жизнью доказывает правоту, истинность того учения, которое принимает. Такая на нас великая честь. Но это не земная честь, а залог нашего вечного спасения. Аминь.