» » Неделя 3-я по Пятидесятнице. Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея

Празднуется 7 июля. О событии повествуется в Евангелии от Луки (глава 1, стихи 57 — 80).

Тропарь, глас 4

Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва,/ досто́йно восхвали́ти тя недоуме́ем мы, любо́вию чту́щии тя:/ непло́дство бо ро́ждшия и о́тчее безгла́сие разреши́ся/ сла́вным и честны́м твои́м рождество́м,// и воплоще́ние Сы́на Бо́жия ми́рови пропове́дуется.

Кондак, глас 3

Пре́жде непло́ды днесь Христо́ва Предте́чу ражда́ет,/ и той есть исполне́ние вся́каго проро́чества:/ Его́же бо проро́цы пропове́даша,/ на Сего́ во Иорда́не ру́ку положи́в,/ яви́ся Бо́жия Сло́ва проро́к, пропове́дник,// вку́пе и Предте́ча.

Величание

Велича́ем тя,/ Предте́че Спа́сов Иоа́нне,/ и чтим е́же от непло́дове// пресла́вное рождество́ твое́.

Проповедь настоятеля нашего храма протоиерея Михаила Подолея:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Рядовое Евангельское чтение этого дня (Мф. 6:22-33), дорогие братья и сестры, дает возможность обратить внимание на то, что важно для нас и нашей жизни: как правильно смотреть на себя, на других; что происходит вокруг нас; как правильно относиться к своему делу, к своему служению; как возложить все свои упования на Бога.

В начале Чтения говорится об оке, которым человек смотрит. Око здесь означает свободную волю человека, его дух, которым он воспринимает мир так, как глаз воспринимает свет. Как мы смотрим на себя и других? Чистым оком или нечистым? Если мы не отметаем все, что искушает, все, что затемняет волю Божию, промысел Божий в нас самих, в других людях, то мы так и будем смотреть на мир искаженно. Если мы будем беречь себя от всего нечистого, то и видеть мы будем все, как есть на самом деле.

Что же касается того, что нельзя служить одновременно двум господам, хочу сказать следующее. Каждый из нас, и чем раньше, тем лучше, должен испытать неудобство такого служения. Мы должны почувствовать себя в состоянии, которое бы нам диктовало: дальше так нельзя – надо выбирать. Как часто мы сглаживаем это противоречие, пытаемся соединить несоединимое. Невозможно одновременно служить двум господам – Богу и мамоне, потому что это не просто несовместимо, но начинается угождение одному и пренебрежение другим. Для нас важно сейчас пережить это состояние и понять, что нужно выбирать служение Богу. Самый сложный и, может быть, не так легко разрешимый момент содержится в том, что мы слышали дальше — Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть или что нам пить, или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

Как эти слова Спасителя применить к нашей жизни? Возможно ли не трудиться, не быть предусмотрительным, не рассчитывать, не планировать свое время? Особенно в современном мире? Для того чтобы не заблуждаться, надо понимать, что Бог не осуждает труд и предусмотрительность. Он осуждает суетливое беспокойство человека обо всем, что не совместимо с тем упованием, которое мы должны возлагать на Бога в нашей жизни. Господь питает и кормит все живое на земле. Тем более Он знает о том, в чем мы нуждаемся.

Вот о чем говорит нам сегодняшнее Евангелие. Будем руководствоваться его смыслом, чтобы иметь пользу для нашей духовной жизни.

Сегодня мы празднуем Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Мы должны правильно понимать это событие и правильно его проповедовать. К сожалению, именно с этим великим днем почему-то связывают языческие традиции, верования и обычаи. Дают какие-то этому дню названия, которые не употребляются в Церкви. Кто-то считает этот праздник каким-то западным веянием, кто-то – языческим. Самое страшное при этом, что искажается его суть. Мы должны почитать этот день и знать, что Иоанн Креститель – великий святой, о котором Сам Господь свидетельствовал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Мы должны понимать, что он не только по времени был перед пришествием Господа. Он и родился раньше, и на проповедь вышел раньше, и пострадал раньше, и раньше сошел во ад ко всем ветхозаветным праотцам, ожидающим там освобождения. Но важнее то, что Иоанн Креститель приготовил сердца людей к встрече Спасителя. Можно сказать, что он приблизил время, которое должно было наступить, которого ожидало человечество. Великое служение этого святого начинается с его рождения. И мы должны этот день праздновать, проводить его в духовной радости, правильно проповедовать его – так, как учит нас Святая Церковь. Аминь!