» » Неделя 8-я по Пятидесятнице. Проповедь настоятеля нашего храма протоиерея Михаила Подолея

Неделя 8-я по Пятидесятнице. Проповедь настоятеля нашего храма протоиерея Михаила Подолея

Первое Послание святого апостола Павла к Коринфянам (глава 1, стихи 10 - 18)

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия.

Евангелие от Матфея (глава 14, стихи 14 - 22)

И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В этот воскресный день, как и всегда, мы слышали отрывки из Священного Писания для нашего духовного назидания.

Апостол Павел говорит нам о том, что мы должны быть едины духом (1Кор. 1:10-18). «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все говорили одно, и не было бы между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10). Он знает, что в Коринфской общине, которую он основал своей проповедью, появились, на первый взгляд, внешние разделения – несколько направлений. Одни называли себя Кифиными. Они придерживались традиционного иудейского направления и прикрывались именем апостола Петра. Другие называли себя Павловыми и держались основ учения, которое благовествовал апостол Павел в Коринфе. Третьи, которые, видимо, любили философствовать и увлекались этим направлением, говорили о себе, что они Аполлосовы. (Аполлос – первый известный в Новом Завете александриец среди христиан.) Четвертые, на первый взгляд, самые лучшие, именовали себя Христовыми. Но скорее всего они хотели показать себя выше других. Апостол знает, насколько губительно внутреннее разделение для Церкви, для общины, поэтому он старается не только сгладить внешние проявления этого разделения. Часто бывает в человеческих маленьких и больших обществах: решать по-настоящему проблему никто не хочет, поэтому все считают, что достаточно сгладить ее внешне. И, кажется, все соглашаются, но каждый уходит со своим мнением. Потом нарастает еще больший внутренний конфликт, потому что человек, будучи обуреваем своими страстями – невоздержанием, гордыней, самомнением, в самый неподходящий момент выплескивает все это, и оказывается, что на самом деле нет единства, нет согласия. Вот почему апостол желает, чтобы община не просто внешне объединилась, а чтобы из нее не уходил дух Христов, потому что никем и ничем не может быть заменена жертва Сына Божиего за нас. Он спрашивает: «Разве Христос разделился? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павлово вы крестились?» (1 Кор. 1:13) И такое вопрошание странно, на первый взгляд, потому что они получили Евангелие через апостолов, а Евангелие – это весть о Христе распятом и воскресшем, во имя Которого крестились они и мы с вами. Мы можем в каких-то бытовых вопросах, в вопросах внешнего поведения иметь разные мнения. Но, чтобы сохранять единство, в вопросах веры, в вопросах самых важных для нашего спасения и искупительной жертвы нашего Господа Иисуса Христа, Его любви к нам, любви между христианами, нашего призвания, того, в чем оно заключается – здесь может быть только одно – то, что открыто нам Господом через Евангелие. Мы должны понимать: эта добродетель – единство духа, когда люди ищут мира, согласия в Церкви, – не может быть заменена никакими другими добродетелями. Если человек имеет в себе и несет дух разделения, будучи непослушным, несмиренным, непокорным, не ищет согласия, не ищет созидательного момента для общины, то это нельзя компенсировать бόльшими трудами, или бόльшим пожертвованием, или большей молитвой. И это страшно, потому что мы часто ловим себя на том, что утешаемся: я никогда не буду согласен с ним, но зато я сейчас усиленно помолюсь, зато я сейчас сделаю что-то хорошее. Но дух единства важнее других – внешних, мнимых добродетелей, поэтому такая забота и такая борьба, самая чистая борьба у апостола Павла за единство духа. И этого мы тоже должны очень усердно, ревностно придерживаться.

Евангелие сегодня нам повествует о чуде, о том, как Господь пятью хлебами и двумя рыбами насытил множество людей (Мф. 14:14 — 22). Сказано: «а евших было около пяти тысяч, кроме женщин и детей» (Мф. 14:21), то есть, более пяти тысяч. Это, действительно, чудо, которое Господь совершил. Господу все возможно.

Я вспоминаю храм, в котором вырос. За левым клиросом на стене была роспись, на которой была изображена эта сцена из Евангелия: Господь, хлебы, народ возлежит на траве. Я и тогда точно верил, что Господь может это сделать. Но мне всегда хотелось представить каким-то образом, на какие маленькие кусочки надо разделить эти хлебы, чтобы получилось пять тысяч. Конечно, это были бы совсем маленькие кусочки, если бы не было чуда. Без чуда как можно было насытить столько людей! Господь вот так, как сказано, может из ничего, из пяти небольших хлебов сделать пищу для множества людей.

Но здесь, конечно, идет речь о более серьезном, о более глубоком. Здесь идет речь о том, чтобы мы с вами понимали, а в контексте этого Евангелия мы точно это должны понять, что самое великое утешение для нас в Господе нашем Спасителе.

Когда выяснилось, что народа много, что уже время позднее, народ устал, конечно, встал вопрос о том, чтобы подкрепить их пищей. И ученики порываются идти куда-то, чтобы восполнить закончившиеся съестные запасы. Здесь – пустынное место, негде взять, надо идти в ближайшее селение и там купить. Но Господь говорит, что никуда не надо идти. Он желает обратить внимание на то, что сейчас важнее. Бог постоянно поддерживает силы всем живущим, и эти люди не будут оставлены, и каждый человек получит необходимое. Господь совершает чудо на глазах собравшихся людей. Он также хочет показать, что для человека важно быть готовым принять это чудо, быть способным внять тому, что сейчас говорит ему Бог, чем он будет руководствоваться в своей жизни. Вот почему нельзя рассеиваться в особые моменты, когда предстоим перед Господом, испрашивая Его милости. Аминь.