» » Неделя 19-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея

Неделя 19-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея

Память святых отцов VII Вселенского Собора (787)

Тропарь, глас 8
Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ши основа́вый/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 6
́Иже из Отца́ возсия́в, Сын неизрече́нно/ из Жены́ роди́ся, сугу́б естество́м,/ Его́же ви́дяще, не отмета́емся зра́ка изображе́ния,/ но, сие́ благоче́стно начерта́юще,/ почита́ем ве́рно./ И сего́ ра́ди и́стинную ве́ру Це́рковь держа́щи,// лобыза́ет ико́ну вочелове́чения Христо́ва.

Второе послание святого апостола Павла к Коринфянам (11:31 — 12:9)

Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня;
и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук. Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

Евангелие от Луки (8:5-15)

вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Воскресная проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, у нас есть возможность обратить внимание на притчу о Сеятеле: только что читался отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 8:5-15). Особенность этой притчи в том, что Господь не только рассказывает, но и объясняет ее духовный смысл. На что мы еще должны обратить наше внимание сейчас? Падшая природа человека сама по себе безобразна и мертва. Только слово Божие дает новую жизнь. Только принимая слово Божие, человек может обрести новую жизнь. Но грехи преграждают человеку путь к Богу. Сам Господь приходит на землю для того, чтобы обрести человека. Он приходит в образе Сеятеле, а семена – это Слово Божие. Дальнейшее зависит только от усилий самого человека, от того, что в его душе, к чему он расположен. Будет ли его душа проходным местом, где обитают только различные впечатления и помыслы, стремление к развлечениям? Конечно, на такой почве духовных плодов вырастить невозможно. Не произрастут они и на каменистой почве. В обыденной жизни окамененное нечувствие в душе проявляется, когда человек с радостью принимает, с радостью берется за что-то, но вскоре совершенно охладевает и отходит от того, за что только что брался. Но еще больше это проявляется в духовных вопросах. Радость в душе живет до тех пор, пока не требуется чем-то пожертвовать ради высшей, духовной радости, ради блага духовного, ради пользы другого человека, ради пользы Церкви. Тогда радость куда-то уходит. Ну и конечно, почва, которая заросла тернием, тоже не может дать особых плодов. В первую очередь надо понимать, что нам часто мешает суетливая забота о земном, о потребностях в том, в чем человек нуждается на самом деле. Но нам было бы правильнее и полезнее не суетливо заботиться об этом и не обрастать все новыми и новыми заботами, которые мы сами себе устраиваем, когда уже совсем не находится места для того, чтобы воспринимать слово Божие, чтобы исполнять волю Божию.
Духовные плоды дает только добрая почва. Как надо это понимать? Мы должны стремиться к тому, чтобы наше сердце было добрым и чистым: воспринимая то, что Господь дает нам, мы не должны искажать это ничем из того, о чем только что говорилось. Только тогда возможны духовные плоды.
Настоящие духовные плоды достигаются нелегко. И даже когда, действительно, есть какие-то успехи, какие-то уже видимые признаки того, что человек совершает дело Божие и видны плоды этого дела. Почему? Святитель Григорий Нисский говорит: «С восхождением добродетели восходит и злокозненность противника…». Мы должны быть очень внимательны к своему духовному состоянию.
Еще сегодня хочется сказать слова в честь и славу Отцов VII Вселенского собора (787 г., Никея). Они защищали иконы и показали верность и преданность Церкви. Сейчас мы не представляем нашу христианскую жизнь без икон, без изображений нашего Господа, Божией Матери, Животворящего Креста, ангелов, святых угодников Божиих. Эти изображения помогают нам укреплять нашу веру. Часто, взирая на образы, мы вспоминаем, что хотим сделать что-то доброе. Часто эти святые образы удерживают нас от совершения какого-то зла. И как важно, как хорошо, что сегодня мы, находясь в церкви, не испытываем каких-то трудностей в том, чтобы видеть святые иконы, чтобы кто-то для нас их закрывал. Есть только одна опасность – это состояние человека, когда он не ищет, не интересуется тем, что и для чего в Церкви изображено, не углубляется в смыслы. Единственный мрак, не позволяющий видеть и понимать это, – духовная беспечность человека. Аминь.