Главная » Приходская жизнь » Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея в Неделю 4-ю Великого поста

Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея в Неделю 4-ю Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, 4-е воскресенье Святой Четыредесятницы. Оно посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника, древнего святого, на примере которого Церковь нам показывает, что восхождение на Небо возможно через добродетели. Преподобный сам подвизался в строгости и представлял путь духовного совершенствования как лестницу, возводящую от земли к Небу. Его главный труд так и называется — «Лествица». Несмотря на то, что эта книга отражает монашеский опыт и предназначена, казалось бы, главным образом для монашествующих, мы тоже можем получить практическую пользу от нее. Человеку часто недостаточно одних рассуждений или стремлений к чем-то хорошему. Нужны еще и практические советы, как достичь спасения.
«Лествицу» можно разделить на три части. Первая часть – «Степени, или подвиги, предуготовительные». Надо не просто соорудить лестницу и идти по ней вверх. Надо делать это со вниманием. В первой, предуготовительной, части семь начальных подвигов, или степеней. Первая из них – это отвержение жития мирского. Речь идет об отречении от мира и удалении от него. На первый взгляд это предписание касается только монахов. Действительно, Иоанн Лествичник сам был монахом, и вокруг него собирались люди, которые стремились к такой же жизни, хотели научиться у него достичь таких же результатов на духовном пути.
Следующая степень – отложение житейских попечений. И это нужно уже всем, а не только монахам. Преподобный Иоанн Лествичник говорит о важности уклонения от мира, удалении от лиц, мест и вообще от всех предметов, которые могли бы пробудить в душе подавляемую любовь к миру. Так устроено, что человек через привязанность к вещам, к людям больше склоняется к тому, чтобы не думать о Небе, о восхождении к спасению.
«Блаженные и приснопамятные послушания». Казалось бы, так просто: знаем ступени, и пошли по ним. Но иногда человек за всю жизнь не может научиться послушанию, не может – и всё.
Попечительное и деятельное покаяние приходит к человеку смиренному и послушному. Настоящее покаяние недоступно дерзкому и непослушному человеку. Как гордый человек будет каяться? Он считает, что ни в чем не виноват ни перед Богом, ни перед людьми.
Память о смерти и радостнотворный плач, то есть – радостный плачь. В сознании человека кажутся несовместимыми понятия плача и радости. Но здесь имеется в виду духовная радость. Мы слезами омываем свои грехи и через это становимся лучше. В этом и есть радость для человека.
Вторая часть «Лествицы» — Подвиги самоочищения от нечистоты греховной, или подвиги совлечения ветхого человека. В православном вероучении есть представление о том, что нужно совлечься ветхого человека и облечься в благодатную одежду нового человека. Это начинается с Таинства Крещения. Человеку необходимо родиться духовно, чтобы одеться духовно. Не родившись духовно, человек не может и одеваться духовно. Это невозможно без помощи и благодати Божией.
Преподобный Иоанн Лествичник перечисляет то, что помогает нам совлечь ветхого человека и облечься в одежды нового человека: негневливость, кротость, незлопамятность, удаление от клеветы и неосуждение ближнего, удаление от многоглаголания и молчание, удаление от лжи, уклонение от лености, истребление прелестного для всех, но злого мучителя – чревообъедения, нетленные чистота и целомудрие, умерщвление сребролюбия, нестяжательность, истребление нечувственности и мертвенности сердечной. Последнее равно душевной смерти. Если сердце человека каменное, и он бесчувствен к боли, к страданиям, переживаниям другого, душа его не живет, а увядает.
Подвиг против сна во время молитвы. Для тех, кто молится только иногда или мало, это может быть и непонятным. Для молящихся много это понятно.
Телесное бдение и духовное бодрствование через него. У Иоанна Лествичника есть советы, как через это проходить.
Борьба с малодушием и боязливостью, истребление многообразного тщеславия. Борьба с безрассудной гордостью. Когда человек гордится – это проявление безрассудства. В этот момент он не рассуждает глубоко и правильно. Нечем нам гордиться. Если брать понятие гордости в корне, то гордость – это бесовское состояние.
Третья часть – это подвиги обновления духа. Здесь речь идет о восстановлении в душе образа Божия. Именно к этому мы и должны стремиться. Образ Божий дан каждому человеку. Сказано в Священном Писании, что человек сотворен по образу Божию. Но этот образ угасает в нас вследствие удаления от Бога через грехи.
Какие признаки того, что образ Божий восстановлен в человеке? Мы даже не представляем себе, какое счастье испытывает человек, когда он сам это переживает, потому что нет окончательной полноты, чистоты у человека. И как было бы радостно и какими были бы счастливыми все люди, если бы видели только образы Божии во всех, находящихся рядом и находящихся далеко – во всех людях! Какими же должны быть люди, в которых восстановлен образ Божий? Мы можем представлять себе их, как светлых ангелов, наделенных невероятной силой и неограниченными возможностями, не обремененных обычными заботами. Но на самом деле это не так. Надо понимать, над чем нам работать и к чему стремиться – кротость, простота, незлобие, смиренномудрие, рассуждение о помыслах, пороках и добродетелях, рассуждение благорассмотрительное – не думать высоко о себе и не приписывать себе того, чего нет. Человек может уничижить себя в какой-то ситуации, представив себя великим грешником и духовно бедным. Но это будет неискренне. На самом деле он готов в любую минуту, незамедлительно вернуться к прежней жизни, к своим прежним грехам.
Священное безмолвие души и тела – очень большая высота. Священная и блаженная мать всех добродетелей – молитва. Постоянное пребывание в молитве.
И две последних ступени. Бесстрастие, что приводит к воскрешению души человека, оживлению души настолько, что предваряет Общее воскресение. Представим: мертвые лежат и в Общее воскресение все воскреснут, все встанут. Для души это значит, что она полностью освобождена от тленного, от праха и уже восстала для жизни вечной.
И вершина этого восхождения – союз трех добродетелей – веры, надежды и любви.
В этом схематичном представлении труда преподобного Иоанна Лествичника мы учимся всему, что нам нужно, здесь все необходимое для нас представлено.
Путь ко спасению, как указывает нам сегодняшнее апостольское чтение (Евр. 6:13-20), должен быть долгим и, чтобы идти им, нужны терпение и постоянство.
Конечно, человек ищет чего-то особенного для своих подвигов, для своего спасения. Что бы такое случилось, чтобы нам спастись мгновенно! Возможно ли такое быстрое спасение? Святитель Филарет, митрополит Московский, рассуждает, что возможно. Он приводит пример благоразумного разбойника. Помните, вместе с Господом были распяты два разбойника – справа и слева от Него. Благоразумный разбойник в минуту получил спасение. Но имеем ли мы такое дерзновение, такую возможность просить о спасении? Не можем мы, наверное, такое просить. Для нас будет более естественным путь через покаяние, самоисправление. Взирая на тех, кто долготерпением и верой наследовали спасение, мы должны следовать таким же путем ради своего спасения. Аминь.

***
Отец Михаил призвал всех к усиленной молитве, чтобы Господь по Своему милосердию защитил от всех бед и напастей, надвигающихся на нас.