Главная » Приходская жизнь » Празднование Дня Победы в храме св. прав. Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади

Празднование Дня Победы в храме св. прав. Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади

9 мая в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади, как и во всех храмах Русской Православной Церкви, был совершен благодарственный молебен Господу Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов и особое поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы  Великой Отечественной войны.

Настоятель храма прот. Михаил Подолей, поздравляя прихожан с днем Победы, сказал: «Все меньше остается среди нас ветеранов  Великой Отечественной войны. Но мы никогда не должны забывать о том, что они пережили. Ушедшие от нас ветераны завещали нам ценить мир, завоеванный ими, и умножать своими добрыми делами любовь и согласие между людьми. Те из ветеранов, кто дожил до 70-летия победы, как правило, неохотно участвуют в публичных мероприятиях. Но важно, что они успели передать своим детям и внукам свидетельство тех страшных и героических лет. Мы очень рады, что и среди наших прихожан есть такие люди».

 

Всю блокаду от первого до последнего дня прожили в Ленинграде, на Кондратьевском проспекте 13. Агриппина Васильевна Саюк и Антонина Васильевна Хоменко (в девичестве — Ларионовы) вместе со своей семьей. Агриппина Васильевна родилась в 1928 году. Несмотря на возраст, а ей было тогда 13—14 лет, она работала в госпитале, спасала жизни раненым защитникам города, после работы тушила зажигалки на крыше. Ее старшая сестра Татьяна Васильевна (в замужестве — Смирнова) не дожила до 70-летия Победы. Она тоже провела всю блокаду в осажденном городе и тоже работала в госпитале.   Антонина Васильевна  — дитя блокадного города. Она  младше своей сестры Агриппины Васильевны на три года.  Агриппина Васильевна и  Антонина Васильевна, как и многие пережившие блокаду, не любят рассказывать о ней: очень тяжело вновь и вновь возвращаться памятью к пережитому в эти 900 дней.

«Было все: и карточки отнимали, и муку, которую давали вместо хлеба, — вспоминает Агриппина Васильевна. — А это — верная смерь! Но Господь хранил, помогал выжить. Много страшного приходилось видеть: люди умирали прямо на улицах, не было сил похоронить даже своих близких». Несмотря страшный голод и крайнее истощение, люди помогали друг другу даже в безнадежных ситуациях. Ларионовы приняли в свою семью мамочку с двойняшками. «Мальчик вскоре умер, девочка лежала рядом, — продолжает вспоминать Агриппина Васильевна. — Федосья Федоровна, наша мама,  сказала: «Надо бы похоронить». А сил на это не было. Потом и девочка умерла… Чтобы выжить ели все подряд. Часто умирали от такой еды». До сих пор у Агриппины Васильевны и Антонины Васильевны, как и у всех, кто пережил войну и блокаду, трепетное отношение к хлебу. Для них хлеб — это святое. Такое отношение они передали и свои детям. После блокады Агриппина Васильевна вновь пошла в школу. «И однажды  на торжественной линейке, на которой собралась вся школа, мне вручили медаль «За оборону Ленинграда». — рассказывает она. — Все очень удивились: «А разве эта девочка, Ларионова, защищала Ленинград?» Потому и выстоял город, что все — и старики, и дети — были его защитниками».

Война стала первым и едва ли не главным воспоминанием всей жизни для наших прихожанок Лидии Парменовны Зайцевой и Екатерины Матвеевны Кирсеевой.

Екатерина Матвеевна вместе с мамой, бабушкой, двумя сестрами и братом попала в концентрационный лагерь на территории Литвы. Жили они там в нечеловеческих условиях в бараке. Пока взрослые работали, дети оставались в бараке. «Почему-то запомнилось, что был земляной пол. И еще: младший брат Ванечка, родившийся накануне войны, все время сидел на столе перед окном; охранники-литовцы, проходя мимо, грозили ему, а он пугался и плакал… У всех заключенных, в том числе и детей, брали кровь. Когда те ослабевали настолько, что не могли больше давать кровь, их кормили отравленной пищей, сжигали, а пепел развеивали. Та же участь ждала и нас,  — говорит Екатерина Матвеевна, а сама плачет. — Но мама и бабушка, обе глубоко верующие, горячо молились. И Господь избавил нас от такой ужасной смерти: до нас не дошла очередь, а лагерь был освобожден». Выбирались из Литвы в товарном вагоне вместе с ранеными. «Помню и ту поездку, — продолжает Екатерина Матвеевна. — В том же вагоне, кроме раненых солдат и нас, везли корову и раненую лошадь. Эшелон шел больше месяца. Страшно измучились. Наконец очутились в Псковской области. Там и жили у родственников в деревне до конца войны. На земле легче выживать, чем в городе». Время, проведенное в лагере, не прошло для  Екатерины Матвеевны бесследно: здоровье было сильно подорвано. Но Бог даровал ей долгую жизнь. 30 лет  она отработала на Кировском заводе. Пройдя через все невзгоды и испытания, Екатерина Матвеевна сохранила умение радоваться жизни, мужество и твердость характера. Она и сейчас остается опорой для своей семьи.

Лидия Парменовна Зайцева родилась в 1935 году в деревне Кирилловка Курской области.  Отец Лидии в первые дни войны ушел на фронт. Курская область была ареной активных военных действий. Многие населенные пункты по несколько раз переходили из рук в руки. Оккупация некоторых районов длилась до 23 месяцев. Наиболеее сильные бои на территории области происходили при освобождении ее от врага. В июле — августе 1943 года здесь произошло величайшее в дни Великой Отечественной войны сражение – битва на Курской дуге.

Оккупанты сожгли Кирилловку. Мать Лидии с тремя детьми и две тетушки остались без крыши над головой. «Кое-как выкопали землянку, крышу сделали из веток. В дождь эта крыша протекала, было сыро и холодно. Немцы ушли из деревни, а потом вернулись: хотели строить дорогу. Каждый день требовали по ведру начищенной картошки к себе на кухню, а мы сами пухли от голода», — рассказывает Лидия Парменовна. Чтобы подавить всякое сопротивление и всех запугать, оккупанты расстреливали мирных жителей. Лидия Парменовна не может вспоминать об этих ужасных днях без содрогания и слез. В феврале 1943 года наши войска окончательно изгнали оккупантов из Кирилловки.

 

Рядом с нашим храмом установлена стела в память о героях Нарвской заставы, погибшим при обороне Ленинграда. Силами нашего прихода был изготовлен баннер в честь 70-летия и установлен рядом со стелой.

 

Вечная память всем погибшим на полях сражений  Великой Отечественной войны, умершим в Ленинграде во время блокады, замученным и убитым в концентрационных лагерях!

Многая и благая лета всем ныне здравствующим ветеранам  Великой Отечественной войны!