Главная » Приходская жизнь » 8/21сентября Рождество Пресвятой Богородицы

8/21сентября Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Девы Марии празднуется Святой Православною Церковью как один из великих праздников.

Когда приблизилось время родиться Спасителю мира, в галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с женою своею Анною. Оба они были люди благочестивые и были известны не своим царским происхождением, а смирением и милосердием. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и к людям. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели. Это очень огорчало их. Но, несмотря на свою старость, они не переставали просить у Бога, чтобы Он послал им дитя. Они дали обет: если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу.

В то время каждый иудей надеялся через свое потомство быть участником в царстве Мессии, то есть Христа Спасителя. Поэтому не имеющий детей, был в презрении у других, так как это считалось великим наказанием Божиим за грехи. Особенно тяжело было Иоакиму как потомку царя Давида, потому что в его роде должен был родиться Христос.

За терпение, великую веру и любовь к Богу и друг к другу Господь послал Иоакиму и Анне великую радость. Под конец их жизни у них родилась дочь. По указанию Ангела Божия, ей было дано имя Мария, что значит по-еврейски «Госпожа, Надежда».

Рождение Марии принесло радость не только Ее родителям, но и всем людям, потому что Она была предназначена Богом быть Матерью Сына Божия, Спасителя мира.

Тропарь праздника:

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

 

Кондак праздника:

Иоаким и Анна поношения безчадства и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

Величание Рождеству Пресвятыя Богородицы:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

 

Молитва в день Рождества Пресвятыя Богородицы:

В храме св. прав. Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади была совершена Божественная Литургия. Несмотря на будничный день, собралось большое количество молящихся, так что небольшое здание едва могло вместить всех. Многие в этот день причастились Святых Христовых Таин. Радостно отметить, что число детей, которых приносят и приводят к причащаться их родители, бабушки и дедушки растет, что нередко вместе со своими детьми духовно возрастают и воцерковляются молодые мамы и папы.

Обращаясь с пастырским словом к молящимся, настоятель храма прот. Михаил Подолей сказал:

Рождество Пресвятой Богородицы — первый двунадесятый праздник в новом церковном году. Церковь призывает нас присоединиться сердцем к тому, что произошло — к Рождению на земле Божией Матери. Мы сегодня собрались не только для того, чтобы торжественно вспомнить это величайшее и таинственное событие, но и для того чтобы поразмышлять о нем, а главное, о милости Божией, изливаемой на человеческий род.

Евреи были особым, избранным народом. Через них Бог показал свое отношение к миру и человеку. Через них должны были воспитываться и другие народы. Через свидетельства и пророчества Ветхого Завета раскрывался Промысл Божий о человеке и всем Божием творении, об избавлении его от греха и смерти. В Ветхом Завете содержится множество предызображений Матери Божией.

Уже в Книге Бытия указано на то, откуда придет спасение: «Семя Жены сотрет главу змия» (Быт.3,15). В книге пророка Исайи еще яснее говорится «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14).

Прообраз Матери Божией возникает и видении пророка Иезекииля (Иез. 44:1-3)

О Божией Матери говорят и другие события и образы Ветхого Завета.

На пути в Месопотамию, в Вефиле, патриарх Иаков, бежавший из дома после получения обманным путем права первородства, видел во сне таинственную лествицу от земли до неба (Быт. 28). Эта лествица — прообраз Пресвятой Девы. Через нее Бог сошел на землю и спас род человеческий, а люди получили возможность войти на небеса.

Прообразом Матери Божией является и неопалимая купина — объятый огнем, но не сгорающий куст, в котором Бог явился Моисею. (Исх. 3:2). Купина, объятая пламенем, оставалась невредимою, так и Дева, по рождестве Спасителя, не утратила Своего девства. Так поется в церковных песнопениях: «Образ чистого рождества Твоего огнепалимая купина показа неопальная», «Якоже купина не сгараше опаляема: тако Дева родила еси, и Дева пребыла еси». Святитель Григорий Нисский пишет: «Что там (в Ветхом Завете) предъизображалось пламенем и купиною, то, с течением времени, ясно открылось в тайне Девы: как там купина горит и не сгорает, так и здесь (в Новом Завете) Дева рождает свет и пребывает нетленна».

Жезл Аарона пустил почки, расцвел и принес миндали (Числ. 17.8). Этот чудесно процветший жезл, подтвердивший священство потомков Аарона, стал прообразом бессеменного зачатия и рождения Пречистой Девой Марией Господа Иисуса Христа.

В этом Господь открывает тайну дарования нам своей милости через Рождество Божией Матери.

В богослужении праздника Рождества Пресвятой Богородицы особо видно, как Церковь чтит родителей Божией Матери за тот нравственный подвиг, который они совершили.

В то время не было более угодных Богу людей, чем Иоаким и Анна, от которых родилась Пресвятая Богородица. Иоаким был из царского рода Давидова, Анна вела свое происхождение от первосвященника Аарона. Они ревностно исполняли все заповеди и предписания Ветхозаветного закона, посвящали всю свою жизнь Богу и ближним. Но Господу было угодно послать им еще одно Божественное врачевство для очищения их душ и телес. В течение 50 лет у Иоакима и Анны не было детей, что считалось в то время среди еврейского народа величайшим наказанием Божиим за явные или тайные грехи. Евреи ожидали пришествия Мессии, и каждый имел надежду, если не лично, то в своем потомстве стать участником и свидетелем этого события. Бесчадные родители были презираемы своими соплеменниками. Но Иоаким и Анна со смирением пережили все эти  скорби и печали, полностью доверившись Промыслу Божию. Несмотря на преклонный возраст, они не теряют надежду на то, что Господь дарует им дитя.

Бесплодие Иакима и Анны видится как духовное бесплодие рода человеческого, а Рождество Пресвятой Богородицы как разрешение от этого бесплодия.

В народе не было людей более достойных, более достигших духовной чистоты, чтобы приблизиться к этой необыкновенной цели и ее исполнению — Рождеству Владычицы нашей Богородицы. Поэтому в песнях духовных воспевается и Божия Матерь, и Ее благочестивые родители, которые предвозвещают спасение человека. Вот плод, угодный Богу, Его престол на Земле! Почивающий на разумных престолах, т. е. Ангелах, приготовил Себе достойный престол на земле.

Эта великая тайна побуждает нас к деланию своего подвига, к которому нас призывает Господь. Преклоняясь перед нею, каждый верующий человек должен приносить достойный плод, обращаясь к Той, в Которую вместился Невместимый, черпать через молитву, через прошение, через прославление Ее все то, что необходимо для нас, для нашего спасения, чтобы душа наша не была бесплодна.

Поздравляю всех с праздником Рождества Пресвятой Богородицы! Желаю вам всегда пребывать под Ее честным покровом!

 

 

 

Добавить комментарий